Альгамбра | ||
История Испании сложная и противоречивая. Страна лежит на крайнем западе Европы, и вместе с тем ей было суждено стать местом, где ярко и полно воплотилось органическое слияние культур Востока и Запада. Конечно, в данном случае понятия "запад" и "восток" звучат очень условно. Скорее следует говорить о синтезе культур средневековой христианской Европы и арабского мусульманского североафриканского мира. На заре истории Испания побывала под властью карфагенян, римлян, вестготов; одна за другой перекатывались над страной волны захватчиков, оставлявших следы своих традиций, какие-то постройки. Самыми стойкими из завоевателей оказались арабы, известные в Испании под именем мавров. К 718 году они захватили почти всю территорию страны, принеся с собой обычаи, архитектуру, художественную культуру. Около 700 лет продолжался "мавританский" период истории Испании и шла "реконкиста" - война за изгнание арабов. Дольше всего они задержались в Андалузии и в ее столице Гранаде. Древняя Гранада лежит на склонах гор Сьерра-Невада. Центральное место в ней занимал обрывистый продолговатый холм с крепостью на вершине, которую мы бы назвали кремлем. Крепость носила имя "Альгамбра" - красная. Каменные блоки, из которых сложены стены и башни Альгамбры, действительно имеют розоватый оттенок. Альгамбра состоит из трех частей, называемых по-арабски Альказаба (крепость), Альказар (дворец) и Медина (город). Первой, в IX веке, а может быть, и раньше, возникла крепость. Ее главная башня де ла Вела (сторожевая) стояла на самой верхней точке, на восточной оконечности холма и господствовала над Альгамброй и над всей старой Гранадой. Как обычно, вскоре у подножия крепости появились жилые кварталы, а в 1238 году эмиры мавританской династии Настритов начали строить рядом с крепостью дворец. Лучшие постройки дворца, составившие славу Гранады и всей Испании, возвели в XIV веке эмиры Юсуф I и Мохаммед V. Они же завершили стену, окружающую и сейчас вершину холма Альгамбры. Сердце дворца составили Миртовый и Львиный дворики с группой примыкающих к ним великолепных залов, отделанных в неповторимом "мавританском" стиле. В 1492 году мавры были изгнаны из Гранады, и Альгамбра перешла в руки католических монархов Испании. Новые владельцы возвели францисканский монастырь с церковью, казармы, дворцовые постройки. Самая большая из них - дворец Карла V - монументальное здание с круглым ренессансным двором. Дворец строили больше 200 лет. Внушительное претенциозное здание оказалось самым крупным на холме Альгамбры. Но по художественным качествам оно решительно уступает мавританским постройкам. Сейчас в нем находится музей. Дворец Карла V стал самым крупным, но и последним заметным сооружением Альгамбры. В XVIII и XIX веках она пришла в страшный упадок. В некогда роскошных постройках разместились дешевые кабаки, ютились воры и нищие. Большой ущерб нанесли Альгамбре солдаты Наполеона, квартировавшие в Гранаде с 1808 по 1812 год. Покои дворца они превратили в конюшни и казармы, а уходя, взорвали часть башен. В 1870 году Альгамбра получила статус национального памятника, и с этого времени началось ее возрождение. С первого взгляда трудно разобраться в хитросплетении многочисленных помещений мавританского дворца. Только знание обычаев Востока позволяет выделить в нем три части, соединенные друг с другом малозаметными проходами. Каждая из частей имеет дворик - "патио" - с садом и фонтанами. Самая маленькая группа помещений при входе называется "Золотые залы" и предназначена для судебной администрации и приема публики. Сюда можно попасть из аркады Сада Мачуки, названного по имени его строителя. Богатая орнаментика стен Золотых залов впечатляла посетителей, говорила о богатстве и могуществе владыки, но казалась скромной для тех, кто попадал во вторую часть дворца - группу "Посольских залов". Она лежит на оси Миртового двора, получившего свое название от двух рядов стриженых миртовых кустов, вытянутых вдоль бассейна с двумя питающими его фонтанами в торцах. Пространство аркад на коротких сторонах двора контрастирует со скупыми плоскостями его продольных стен. За восточной аркадой находятся два особенно торжественных зала. Главный, Посольский зал находится в могучей башне с трехметровыми стенами. Он замыкает перспективу Миртового двора. Зал внутри богато украшен затейливым орнаментом. Цветные витражи окон в глубоких нишах, сталактитовый потолок, утонченная мебель, покрытая резьбой, - все это создавало атмосферу особой торжественности и величия. Этому впечатлению способствовал и богатый длинный зал, служивший как бы вестибюлем к Посольскому. За форму потолка этот зал получил название "Барка". Подлинной жемчужиной Альгамбры можно назвать третью часть дворца, предназначенную для частной жизни гранадских эмиров. Здесь находился сераль (или гарем) и личные покои эмира. Эта часть дворца носила имя Львиных покоев - по имени Львиного дворика, вокруг которого она формировалась. Собственно, Львиный дворик и есть то самое "восьмое чудо света", ради которого в Гранаду стремятся любители прекрасного. По своей структуре дворик относится к типу мусульманского сада "чор-бак" (четыре сада). Прямоугольный сад разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью скульптурами львов. Сам сад обозначен четырьмя апельсиновыми деревьями. Это современная дань старой испанской традиции апельсиновых садов во внутренних дворах монастырей и дворцов. Сто двадцать четыре изящные колонны поддерживают резную каменную аркаду, окружающую двор. Активную роль в композиции играют грубоватые высокие черепичные крыши, как бы подчеркивающие утонченную элегантность аркады. Со всех четырех сторон к Львиному дворику примыкают залы и комнаты, соперничающие по красоте с его аркадой. Каждый квадратный сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, надписями, орнаментальной мозаикой; с арок и сводов свисают архитектурные "сталактиты" - форма декора, присущая искусству ислама. Золотистый цвет камня придает залам особый, "драгоценный" характер. Зал Королей, зал Двух Сестер, банные залы, комната-фонарик над еще одним внутренним садиком Линдараха - каждый из интерьеров удивителен и хорош по-своему. В одной из комнат, откуда открывается вид на старую Гранаду, несколько месяцев прожил Вашингтон Ирвинг. Альгамбра единственна и неповторима. Гений двух народов - арабов и испанцев - создал здесь рукотворное чудо, которое радовало и восхищало многие поколения людей и которому суждено еще долго являть образец красоты и гармонии. |