Альгамбра









История Испании сложная и противоречивая.
Страна лежит на крайнем западе Европы,
и вместе с тем ей было суждено стать местом, где ярко и полно воплотилось органическое слияние культур Востока и Запада.
Конечно, в данном случае понятия "запад" и "восток" звучат очень условно. Скорее следует говорить о синтезе культур средневековой христианской Европы и арабского мусульманского североафриканского мира.
На заре истории Испания побывала под властью карфагенян, римлян, вестготов; одна за другой перекатывались над страной волны захватчиков, оставлявших следы своих традиций, какие-то постройки.
 Самыми стойкими из завоевателей оказались арабы, известные в Испании под именем мавров. К 718 году они захватили почти всю территорию страны, принеся с собой обычаи, архитектуру, художественную культуру.
 Около 700 лет продолжался "мавританский" период истории Испании и шла "реконкиста" - война за изгнание арабов.
Дольше всего они задержались в Андалузии и в ее столице Гранаде. 
Древняя Гранада лежит на склонах гор Сьерра-Невада. Центральное место в ней занимал обрывистый продолговатый холм с крепостью на вершине, которую мы бы назвали кремлем.

 Крепость носила имя "Альгамбра" - красная. Каменные блоки, из которых сложены стены и башни Альгамбры, действительно имеют розоватый оттенок.

 Альгамбра состоит из трех частей,
называемых по-арабски Альказаба (крепость), Альказар (дворец) и Медина (город). Первой,
в IX веке, а может быть, и раньше, возникла крепость.
Ее главная башня де ла Вела (сторожевая) стояла на самой верхней точке, на восточной оконечности холма и господствовала над Альгамброй и над всей старой Гранадой.

 Как обычно, вскоре у подножия крепости появились жилые кварталы,
 а в 1238 году эмиры мавританской династии Настритов начали строить рядом с крепостью дворец.

 Лучшие постройки дворца, составившие славу Гранады и всей Испании,
возвели в XIV веке эмиры Юсуф I и Мохаммед V.
Они же завершили стену, окружающую и сейчас вершину холма Альгамбры.

 Сердце дворца составили Миртовый и Львиный дворики с группой примыкающих к ним великолепных залов, отделанных в неповторимом "мавританском" стиле.

В 1492 году мавры были изгнаны из Гранады,
 и Альгамбра перешла в руки католических монархов Испании.
 Новые владельцы возвели францисканский монастырь с церковью, казармы, дворцовые постройки. Самая большая из них - дворец Карла V - монументальное здание с круглым ренессансным двором. Дворец строили больше 200 лет.
 Внушительное претенциозное здание оказалось самым крупным на холме Альгамбры. Но по художественным качествам оно решительно уступает мавританским постройкам.
Сейчас в нем находится музей.

Дворец Карла V стал самым крупным, но и последним заметным сооружением Альгамбры. В XVIII и XIX веках она пришла в страшный упадок. В некогда роскошных постройках разместились дешевые кабаки, ютились воры и нищие. Большой ущерб нанесли Альгамбре солдаты Наполеона, квартировавшие в Гранаде с 1808 по 1812 год. Покои дворца они превратили в конюшни и казармы, а уходя, взорвали часть башен. В 1870 году Альгамбра получила статус национального памятника, и с этого времени началось ее возрождение.

С первого взгляда трудно разобраться в хитросплетении многочисленных помещений мавританского дворца. Только знание обычаев Востока позволяет выделить в нем три части, соединенные друг с другом малозаметными проходами.
Каждая из частей имеет дворик - "патио" - с садом и фонтанами.
Самая маленькая группа помещений при входе называется "Золотые залы" и предназначена для судебной администрации и приема публики. Сюда можно попасть из аркады Сада Мачуки, названного по имени его строителя. Богатая орнаментика стен Золотых залов впечатляла посетителей, говорила о богатстве и могуществе владыки, но казалась скромной для тех, кто попадал во вторую часть дворца - группу "Посольских залов". Она лежит на оси Миртового двора, получившего свое название от двух рядов стриженых миртовых кустов, вытянутых вдоль бассейна с двумя питающими его фонтанами в торцах.

Пространство аркад на коротких сторонах двора контрастирует со скупыми плоскостями его продольных стен. За восточной аркадой находятся два особенно торжественных зала.
Главный, Посольский зал находится в могучей башне с трехметровыми стенами.
 Он замыкает перспективу Миртового двора. Зал внутри богато украшен затейливым орнаментом. Цветные витражи окон в глубоких нишах, сталактитовый потолок, утонченная мебель, покрытая резьбой, - все это создавало атмосферу особой торжественности и величия.
Этому впечатлению способствовал и богатый длинный зал, служивший как бы вестибюлем к Посольскому.
За форму потолка этот зал получил название "Барка".

Подлинной жемчужиной Альгамбры можно назвать третью часть дворца,
предназначенную для частной жизни гранадских эмиров.
Здесь находился сераль (или гарем) и личные покои эмира.
Эта часть дворца носила имя Львиных покоев - по имени Львиного дворика, вокруг которого она формировалась.
 Собственно, Львиный дворик и есть то самое "восьмое чудо света", ради которого в Гранаду стремятся любители прекрасного.
По своей структуре дворик относится к типу мусульманского сада "чор-бак" (четыре сада). Прямоугольный сад разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью скульптурами львов. Сам сад обозначен четырьмя апельсиновыми деревьями. Это современная дань старой испанской традиции апельсиновых садов во внутренних дворах монастырей и дворцов.

Сто двадцать четыре изящные колонны поддерживают резную каменную аркаду, окружающую двор. Активную роль в композиции играют грубоватые высокие черепичные крыши, как бы подчеркивающие утонченную элегантность аркады.
 Со всех четырех сторон к Львиному дворику примыкают залы и комнаты, соперничающие по красоте с его аркадой. Каждый квадратный сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, надписями, орнаментальной мозаикой; с арок и сводов свисают архитектурные "сталактиты" - форма декора, присущая искусству ислама. Золотистый цвет камня придает залам особый, "драгоценный" характер.
Зал Королей, зал Двух Сестер, банные залы, комната-фонарик над еще одним внутренним садиком Линдараха - каждый из интерьеров удивителен и хорош по-своему.
В одной из комнат, откуда открывается вид на старую Гранаду, несколько месяцев прожил Вашингтон Ирвинг.

Альгамбра единственна и неповторима.
Гений двух народов - арабов и испанцев - создал здесь рукотворное чудо, которое радовало и восхищало многие поколения людей и которому суждено еще долго являть образец красоты и гармонии.
  • 7 чудес старые и новые



  • Используются технологии uCoz