Экскурсия в музей Коломенское была выбрана не случайно, т.к. продолжалось знакомство с жизнью царской семьи.
В этом нам помогла экскурсия по теме: " Парадная и повседневная жизнь Государева двора ХVII в".

Экскурсия познакомила нас с образом жизни и бытом царской семьи в летней загородной резиденции в ХVII в.

Подробно мы познакомились:

- с историей Государева двора и его хозяйственной жизнью;

- посетили экспозицию комплекса Передних ворот (залы №№3, 4);

- совершили прогулку в конных экипажах;

- осмотрели конюшни, каретную, кузницы на Конюшенном дворе.

Экскурсия длилась – 1 час 40 мин. 

А теперь обо всём подробнее.

Коломенское находится от нас недалеко, в 30 минутах езды на троллейбусе.

Расположено Коломенское высоко над крутыми берегами Москвы-реки, в живописном природном окружении.  Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к XIV в. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты (1336г. и 1339 г.);  здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 г. и войска Петра I после Полтавской битвы 1709 г..


Начало экскурсии у Западных ворот.
 В них две арки: малая - проходная и большая - проезжая.
 Раньше они считались задними воротами усадьбы,
а передние, главные ворота выходили в сторону Москвы - реки.

Во время реставрации было восстановлено деревянное покрытие ворот.

 Его конструкция, похожая на цилиндр с выступающим вверх килем,
 носит название "бочка". 
Пересекающиеся под прямым углом бочки образуют "крещатую бочку".

Царский дворец был огорожен невысокой стеной,
 отчасти каменной, отчасти деревянной.
Огороженная  территория  невелика,
но сама усадьба была  намного больше.
 В нее входили обширные фруктовые сады,
Садовая и Штатная слободы,
церкви и хозяйственные постройки,
расположенные на берегу Москвы-реки,
дубравы и луга.

Все экскурсоводы Коломенского облачены в подобие одежд времен царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого.

Пройдя через Западные ворота, движемся по Липовой аллее. 

Эта липовая аллея была высажена в 1824 году для подъезда к дворцу, построенному годом позже на берегу Москвы-реки по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. До наших дней этот дворец не сохранился, а вот величественные деревья и теперь украшают дорогу от Передних ворот к Западным.

По существовавшей традиции, с северной стороны дворца была выстроена церковь, соединявшаяся с ним переходом на уровне второго этажа . Пятиглавая церковь, обнесенная галереей-"гульбищем", была освящена в честь Казанской иконы Божьей Матери.
С этой иконой связывают освобождение Москвы от польских захватчиков в начале XVII века.
 Список с чудотворной Казанской иконы был у князя Дмитрия Михайловича Пожарского,
с этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе.
22 октября 1612 года русские войска взяли Китай-город,
а вскоре и Кремль.

Не случайно именно в XVII веке появились церкви Казанской иконы Богоматери. 

В 1630 году князь Пожарский поставил Казанскую церковь на Красной площади. 

Спустя примерно 20 лет была построена эта церковь в Коломенском.

Домик Петра I привезен в Коломенское из Архангельска. А построен он был в 1702 г. в устье Северной Двины. В этом доме Петр I провел два с половиной месяца, наблюдая за работами по укреплению Архангельска. Отсюда с 4 тысячами преображенцев он совершил знаменитый поход к шведской крепости Нотебург (Шлиссельбург), и захватил ее после двухнедельной осады. Экскурсовод Александр,
обладающий большими знаниями и прекрасно владеющий речью,
доставил нам массу удовольствия своим рассказом.
Мы были увлечены его рассказом.


Пройдя липовую аллею, мы подошли к Передним воротам.
За ними начнется спуск к Москве-реке. 

Выстроенные в 1672 году Передние ворота значительно выше Задних, они богаче украшены, состоят из нескольких ярусов и завершены шатровой башенкой с часовыми колоколами. 

Перед ними в XVII веке были установлены четыре фигуры, 
изображавшие львов.
Хитроумные механизмы приводили львов в движение:
они вращали глазами, открывали пасти и издавали "рычание".
Для того времени это было необычайное, потрясающее зрелище.
Механизмы были сделаны талантливым русским мастером Петром Высоцким.

Как было бы хорошо, если бы восстановили этих львов!
Справа и слева от ворот расположены Приказные палаты –
 помещения управляющего и его помощников,
 и Полковничьи палаты - помещение, где размещался штаб полка, охранявшего дворец
(при Алексее Михайловиче охраняли дворец попеременно как стрельцы,
так и иноземные наемники, а также собственные полки князей Милославского и боярина Матфеева).
Церковь Вознесения в Коломенском - 
один из первых каменных шатровых храмов в России.

Возведена в Коломенском в 1529-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. 

Но более поздняя дата церкви Вознесения по сравнению с Троицкой церковью ни в коем случае не умаляет значение коломенского памятника для русской архитектуры. В этом храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с неслыханным размахом и огромными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства единственным и неповторимым.

Церковь Вознесения выполнена в виде центрического храма-башни, ее высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объем церкви поставлен восьмигранник, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. 

Храм перекрыт шатром с четко выделенными ребрами.

Храм выстроен из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора.

В церкви Вознесения в Коломенском, как показал С.С.Подъяпольский, имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении имеющих место в коломенском храме готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

После знакомства с церковью Вознесения нас пригласили в комплекс Передних ворот, где познакомились с экспозицией посвященной истории подмосковного села Коломенское и его окрестностей с древнейших времен до 30-х гг. XX века. В залах музея представлены археологические находки, свидетельствующие о том, что Коломенское - одно из древнейших населенных мест на территории современной Москвы. В течение тысячелетий по берегам нижнего течения Москвы-реки жили, сменяя друг друга, первобытные охотники каменного века, скотоводы и земледельцы эпохи «раннего железа» (дьяковская археологическая культура), славяне-вятичи. В 1336 г. начинается письменный период истории Коломенского. С XIV столетия до конца XIX в. и само село и окружающего его территории были владением государей. Истории Коломенского как государевой усадьбы посвящена основная часть экспозиции. С Коломенским XVI века знакомят археологические находки, изразцы, предметы вооружения и снаряжение русского воина, старопечатные и рукописные книги, иконы, в том числе связанные со временем и личностью Иоанна Грозного.
Макет дворца поражает! Сейчас ведутся восстановительные работы по воскресению Дворца. Когда закончатся эти работы мы обязательно посетим Дворец. Теперь о нём.
По окончанию Смутного времени в подмосковном селе Коломенском, царской резиденции, постоянно велось обширное строительство.
При Алексее Михайловиче в 1660-1670 годы и позднее сооружался знаменитый деревянный многоэтажный дворец.
Государевы хоромы были поставлены на вершине холма с южной стороны церкви Казанской Богоматери.
 Дворец не уцелел во времени, но некогда он и храм составляли единый комплекс, соединяясь переходом на высоте второго этажа.

Руководили строительством плотничий староста Семен Петров и стрелецкий плотник Иван Михайлов.
 Со всех Русской земли были вызваны в Коломенское лучшие плотники, резчики, кузнецы, изографы, столяры и другие мастера своего дела.
Сложные и многочисленные резные работы были выполнены Климом Михайловым и старцем Арсением из Белоруссии.
 
Летом 1669 года была расписана чешуйчатая деревянная кровля, тогда же иконописцы Оружейной палаты под руководством знаменитого Симона Ушакова и армянина Богдана Салтанова начали писать в хоромах «стенное и подволочное письмо» по грунтованным полотнам.
Однако живописные и золотарные работы продолжались еще целых два года, так как объем этих работ был огромен.
 Коломенский дворец состоял из 270 помещений.

Композиционное построение царского жилища было весьма замысловатым и сложным. О
тдельные клети соединялась переходами и сенями.
Некоторые строения имели обходные галереи и крыльца.
 Исключительная оригинальность дворца создавалась,
главным образом,
его разнообразными покрытиями,
 в которых использовались самые разнообразные формы, выработанные русскими плотниками в церковном зодчестве
. Но, несмотря на разнообразие архитектурных решений,
 все деревянное сооружение в Коломенском представляло собой единое целое. 
Для дворцового ансамбля характерна живописная несимметричность построек и их фасадов,
а также вольная группировка отдельных строений.
Причудливые формы дворца казались сказочными теремом и производили на современников чарующее впечатление.
Придворный стихотворец Симеон Полоцкий в виршах,
посвященных Коломенскому дворцу,
назвал его «осьмым чудом света».


Вскоре после окончания основного строительства, царские палаты посетил Яков Рейтенфельс, оставивший следующее замечание: «Коломенский дворец… кроме прочих украшений представляет достойнейший обозрения род постройки, хотя и деревянной, так что весь он кажется точно только что вынутым из ларца, благодаря удивительным образом, искусно исполненным украшениям блистающим позолотою".
 
В XVIII веке происходило медленное разрушение деревянного дворца, закончившееся, в конце концов, его полной гибелью.
 В правление Петра I, который провел свое детство в селе Коломенском,
оно становится заброшенной резиденцией, потерявшей значение царской дачи. Дворцовая постройка на глазах ветшала.

На экскурсии мы видели подлинные предметы XVII в.: иконы, книги, утварь, портреты царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны – позволявшие представить дворцовую жизнь времени «отца Петра Великого».

В исторических помещениях Приказных палат дворцовой канцелярии  увидели единственную в Москве реконструкцию делового интерьера второй половины XVII века.

Итак, погрузившись в 17 век, ощущения наши были дополнены катанием в конных экипажах.
 
Экспозиционный комплекс "Конюшенный двор" познакомил нас с историей зарождения и развития конного дела на Руси, с практикой выведения известных русских пород лошадей. Мы узнали, что самая знаменитая из русских пород – орловская рысистая - была выведена в конце XVIII века вельможей екатерининских времен графом Алексеем Орловым-Чесменским. Его имение, село Остров, располагалось недалеко от Коломенского. В России кони и всё, что с ними связано, всегда играли значительную роль. Становление и укрепление единого Российского государства происходит одновременно с появлением особой конюшенной службы. В XV веке при великом князе Иване III в России уже существовал первый конный завод, а его сын Василий III в 1511 году учредил Конюшенный Приказ – особый орган управления великокняжескими конюшнями и конными заводами. Конюшенные дворы были в Коломенском при царе Алексее Михайловиче в XVII веке и в следующем XVIII столетии: в сёлах Коломенском и Дьяково. По данным 1701 года в царских конюшнях содержалось 127 лошадей. Ремесленные люди: каретники, шорники, колесники, кузницы всегда входили в штат придворной конюшенной службы.  
         На Конюшенном дворе мы увидели дом конюхов; конюшню, в которой содержатся лошади знаменитых российских пород; каретную, в которой хранятся экипажи, кареты, сани, повозки; сеновал; действующую кузницу с кузнецами, которые изготавливают подковы для лошадей и другие кованые изделия; леваду для выпаса лошадей.

Распрощавшись с Коломенским, пошли подкрепиться и согреться в 

Макдональдс. А теперь и пешком не страшно домой...

                      Летопись 2008-2009

Используются технологии uCoz