Чичен - Ица


"Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица". Город был основан, как полагают, в начале VI веке и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X в. судьба некогда гордого и независимого народа майя оказалась в руках воинственных завоевателей из горных районов Центральной Мексики. Этими завоевателями являлись тольтеки. Вторгшись на Юкатан, они воздвигли важнейший центр их культуры – город Тула. Вел этот народ человек по имени Топильцин, личность которого в дальнейшем тесно переплелась с Кетцалькоатлем, одним из богов тольтекской мифологии. Вследствии внутренних распрей, Топильцин-Кетцалькоатль покидает Тулу и со своими приверженцами направляется в Чичен-Ицу, древний город майя, который судя по некоторым данным, до тольтекского вторжения назывался Уусил-Абналь (семь кустов). После окончания военных действий, все значительные архитектурные постройки меняются и постепенно приобретают тольтекские черты. Здания Храма Воинов, Группы Тысячи Колонн, Храма Кукулькана, Цомпантли, Храма Чак-Моола и площадки для игры в мяч — тольтекские по плану, но майянские по технике строительства, так как их сооружали майянские мастера. Это придает городу особые черты, которые не встречаются в ранних тольтекских городах. В X-XII в. Чичен-Ица достигает наибольшего рассвета, когда становится столицей тольтекской империи.

Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Пирамида была построена в период между 900 и 1200 гг. до н.э. и посвящена богу Кецалькоатлю. Майя называли его Кукульканом, что означает "оперённый змей".

Высота пирамиды 25 метров, на ее верхней площадке расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. На сторонах пирамиды - 9 террас, по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир - то место, куда они отправлялись после смерти. К вершине пирамиды ведут четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из которых соответствовал месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев. Каждая лестница состоит из 91 ступени. Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91 x 4 + 1 = 365 - количество дней в году. Пирамида ориентирована строго по четырем сторонам света.

При взгляде снизу на лестницу не чувствуешь перспективы, кажется, что ширина ступеней внизу и наверху пирамиды одна и та же. Этот оптический обман, по-видимому, создан для усиления магического действия сооружения. В действительности лестница расширяется кверху таким образом, чтобы в точности компенсировать эффект перспективы. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом бога Кукулькана. Такое их расположение тоже не случайно.

Два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, на пирамиде возникает особый визуальный эффект. На ступенях северной лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды...

17:15 -на баллюстрадах пирамиды начинается игра солнечного света. Появляется изображение, образованное тенью, которая отбрасывается северо-западным углом пирамиды. 17:30 - cемь треугольников света полностью обрисовывают семь изгибов огромной извивающейся змеи. Ее хвост находится на верхней платформе пирамиды, а тело тянется вниз вдоль лестницы, где возле самой земли заканчивается внушительной скульптурой змеиной головы со свирепо разинутой пастью. Эта иллюзия длится ровно 3 часа 22 минуты. Священный Пернатый Змей Кукулькан как бы возвращается к жизни.

Другая известная постройка - Храм воинов с его колоннадой. В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно поэтому Храм воинов так и называют. Когда-то колонны поддерживали крышу.
Не осталось ни следа и от крыши над святилищем, которое находится на верхней площадке Храма воинов. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище. Здесь же находится Чак-Мооль, ставший своебразным символом Чичен-Ицы.

Древние строители Чичен-Ица точно выверяли расположение каждого строения в городе, чтобы возникал особый акустический эффект, при котором усиливались даже самые тихие звуки. Экскурсоводы, стоя у пирамиды Кукулькан, с удовольствием демонстрируют изумленным туристам, как звук хлопка в ладоши вызывает многократно усиленное эхо на вершине пирамиды. 

Удивительные акустические свойства имела и площадка для игры в мяч. Два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой - в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров! Более того, никто другой (если только он не стоял рядом с беседующими) не мог услышать их разговор.
Астрономы майя проводили наблюдения за небесными светилами из каменных обсерваторий, которые были во многих городах - Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице... Среди них особо выделяется своими размерами Караколь - обсерватория в городе Чичен-Ица. "Караколь" в переводе с испанского означает "раковина улитки". Это грандиозное сооружение представляет собой высокую округлую башню, стоящую на двухступенчатой прямоугольной платформе. Спиральная лестница внутри башни выводит в верхнее помещение, из которого можно наблюдать за небом. Сохранилась только юго-западная часть купола. Три туннелевидных окна указывают направление на юг, склонение -29° и склонение +29°. Это крайние положения Луны, соответствующие точкам ее восхода зимой и летом. Цикл миграции от одного крайнего положения к другому, и возвращения обратно, составляет 18,61 года. Отмечено также положение Солнца вечером в день равноденствия при склонении 0°. По всей вероятности, в юго-восточной части купола были такие же окна.

Майя знали число лет и суток, которые требуются, чтобы планета Юпитер совершила одно обращение по кругу Зодиака. Они зафиксировали числа для Венеры как для вечерней звезды: 580, 587, 583, 583 и 587 дней, и знали, что эта серия ее пяти появлений повторяется через каждые восемь лет (580 + 587 + 583 + 583 + 587 = 5 * 584 = 8 * 365). Они знали, что Марс становится яркой полуночной звездой каждые 780 дней. Это знание периодов давало власть - власть предсказывать затмения, яркий блеск Венеры, будущие движения планет, а также делало небо и космос не такими пугающими, дарило уверенность в надежности природы, бога.

Все памятники монументальной скульптуры и архитектуры Древней Америки, начиная с ольмеков и вплоть до ацтеков, включая майя, возможно были подчинены одной-единственной цели - передать идею цикличного возрождения душ умерших. Считалось, что умирая, человек отправляется к своим предкам, на далекую прародину, располагавшуюся в пещерах где-то на севере. Пирамиды возникли именно как воспроизведение горы-прародины, что соответствует их расположению на севере Чичен-Ицы. Сразу после смерти покойники отправляются вниз, в пещерную прародину, где проходят очищение. Тело остается на территории живых. Душа, будучи очищенной поднимается наверх и возносится к небу по дороге, роль которой выполняет Млечный Путь. Млечный Путь отождествлялся с божеством Кецалькоатлем (Небесной Рептилией) и почитался в качестве "Творца всего сущего" и потому мог посылать свою часть - звезду - для воспроизводства жизни. Поэтому спускающуюся с неба душу изображали в виде "падающей звезды".
Млечный Путь являлся главным небесным ориентиром для древних индейских мудрецов, формой напоминающий рептилию с разинутой пастью. Он был для майя астрономическим объектом, мерилом времени и пространства, Творцом всего сущего. Примерно в интервале времени с VI по III тысячелетие Млечный Путь пересекался с эклиптикой в точках, которые соответствовали дням равноденствия. Восход солнца отмечался в одном конце Млечного Пути только один раз в год, начинавшийся в весеннее равноденствие. Поэтому Млечный Путь служил точкой отсчета, по которой древние наблюдатели, даже не имея еще разработанного солнечного календаря, отмеряли солнечный год. Именно к этому интервалу времени относят появление календарей в разных культурах. Космос сделал жителям Земли странный, но бесценный подарок, и человечество воспользовалось им - причем на всех континентах.


                                   Старые и новые чудеса света


Используются технологии uCoz