Экскурсия на Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи |
Рассевшись поудобнее, включив телевизор, мы отправились в путь. | |
Шоссе:
Дмитровское Расстояние от МКАД: 27 км. Направление: Северное Район Московской области: Мытищинский Ближайший населенный пункт: Федоскино |
Вот такой дружной компанией, после полуторачасовой дороги мы были в Федоскино. Ехать было очень приятно, наш автобус напомнил нам поездку в Чехию, т.к. был очень похож на тот автобус, на котором мы ездили там. Посмотрите, как красиво! Погода нам только помогала. |
Небольшая санитарная остановка, ждём экскурсовода. Ирина -
она же художница этой фабрики очень увлечённо стала рассказывать о этом
производстве. Что же нам рассказали? А вот что! Как создаётся шкатулка. Технологические подробности. Над изготовлением маленькой коробочки работает целый коллектив специалистов. На столе у мастера лежат рулоны чистого коричневого древесного картона. Такой картон - это основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки. Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв – всё зависит от нужной толщины стенок. Результат - хрупкое подобие будущей шкатулки. В течение месяца - двух эта заготовка сохнет в специальном шкафчике. Видите справа рядом с Сашенькой Котовым. |
|
Теперь
небольшие детали. Месяц шкатулку сушат при комнатной t. Месяц сушат в
печи. Месяц – живопись. Месяц – полировка. В общей
сложности на изготовление шкатулки уходит около от 4 до 6-ти месяцев в
зависимости от сложности формы и размеров изделия. На первом этапе, а
именно – созданием шкатулки-основы занимается на фабрике в
Федоскино… 1 человек! Коля Корсаков. |
Вот думаю, как подобрать слова и описать работающее до сих пор (но далеко ведь не на полную мощность, при нынешних «объёмах» производства) уникальное оборудование, запустение и грязный цех по варке коробочек, да и вообще какую-то непонятную печаль, которая охватывает тебя в гулких коридорах с дверями в дырках. А когда-то это оборудование спроектировали и изготовили в единственном экземпляре по технологиям, придуманным инженерами, которые работали при советской власти. Это оборудование - уникально. Нигде в мире такого больше нет! Особенно - вакуумные установки для прессования. Чудо инженерной мысли! |
Далее варят супчик из картона! Получившуюся коробочку
опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы картон
как следует, пропитался. Масляную коробочку отправляют в печку на
просушку, нужна высокая t. |
Получившееся
папье-маше обладает качествами настоящей древесины – его можно
резать или даже, обрабатывать на токарном станке. При этом абсолютно не
верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из
«жеваной бумаги». По правде сказать, эта работа считается
очень ядовитой. Для получения абсолютно гладкой поверхности
подсушенную коробочку грунтуют, шпаклюют и шлифуют. В крышечку врезают
шарниры, и затем снаружи покрывают несколько раз чёрным блестящим
лаком, а изнутри ярко-красной киноварью. Дальше шкатулка-полуфабрикат попадает к художнику. |
Как пишется
миниатюра. Художественные подробности. Грунт. В качестве грунта можно использовать алюминиевый и бронзовый порошок. Его надо припорошить на поверхность, и он прилипает к лаку, а, нанесённые на порошок краски, не тускнеют. Сусальное золото, серебро или кусочки перламутровых океанических раковин тоже виды грунта. Мы с вами (т.е. непрофессионалы) не увидим всё это «богатство», но заметим, что миниатюра светится, как бы сияет изнутри нежным светом. Для кусочков перламутра вырубается ниша, чтобы вклеить. Этим также занимается уже известный всем Коля Корсаков. «Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах?.. |
Сюжет. Теперь главное – что нарисовать! На федоскинских миниатюрах вы увидите пейзаж (парки, природу, города), портрет и сказку! Картинка на федоскинской шкатулке невероятна хороша! Это маленький мир и он обладает магической способностью уводить вас из реальности. Это не красивые слова, это правда. Это своя отдельная миниатюрная жизнь, а мы подглядываем на неё в окошко. Я, безусловно, уже забегаю вперёд и пытаюсь донести то, что увидела в музее. То, что выставлено – уникально! Федоскинцы – копиисты, но их копии уровня самого оригинала! Невероятно – как ТАК можно передать цвет и свет. Если вы внимательно разглядываете сказку, то буквально чувствуете шёлковые перья сказочной Жар-птицы; если деревенскую картинку, то поскрипываете снегом и идёте за колодезной водой с коромыслом на плечах вместе с девушками-хохотушками или бешено кружите цветистым сарафаном в разудалом летнем хороводе. Хотите прокатиться на тройке, да с ветерком, да со снежным вихрем из под полозьев – тпрру – запрыгивайте! Кусочки перламутра или золота, умело вставленные в нужные места невероятно правдиво передают, скажем, объёмность складок платья у русской красавицы, или подсвечивают нежным мерцанием пушкинскую белочку с золотыми орешками. |
Роспись. Федоскинцы собой гордятся - используют классическое трёхслойное письмо масляными красками. Раньше ТАК писали только старые мастера - да Винчи, Рубенс, Брюллов - а сейчас, наверное, только здешние мастера и сохранили эту уникальную технику. Что такое трёхслойный федоскинский почерк? Это объём, это трёхмерность, это живые лица, это прописанные реснички и румянец, это глубина пейзажа. Вглядитесь в рисунок шкатулочной крышечки – живопись горит! миниатюра светится! Федоскинские художники-миниатюристы пишут тончайшими колонковыми кистями - нулёвками. Есть два способа федоскинской росписи: «по-плотному» и «по-сквозному» (или «просвет»). |
При первом
используются плотные (непрозрачные) краски и лак. При втором на масляный лак наклеивают «золото» или тонкие пластины перламутра. И дальше художники-миниатюристы рисуют по этим наклеенным тончайшим листочкам «блестучего» материала прозрачными (лессировочными) красками. Эффект получается впечатляющий - через прозрачные краски, которые накладываются сверху, как бы просвечивается грунт из порошков алюминия, бронзы, сусального золота или перламутра. «Замалёвок». Первый слой живописи. Сначала широкой кистью художник раскладывает цветовые пятна и тени или с помощью кальки переводит контурный рисунок. Деталей нет. Подробности отсутствуют. Масляные краски при комнатной t сохнут очень долго, поэтому изделие сушится в печке при t - 60˚. Наша Ирина сказала, что сама лично сушит на батарее, но у некоторых художников есть дома и свои печки. Когда первый слой высохнет, его надо покрыть одним слоем лака и опять высушить. Причём, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака, после каждого нового лакового слоя шкатулку шлифуют и зачищают порошком пемзы или наждачной бумагой. Лак становится матовым, но добавляют капельку масла и глянец снова возвращается. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи. |
«Перемалёвок»
или «прописка». Второй слой. Ювелирная работа! Здесь нужно
максимально подробно проработать все миниатюрные детальки (те самые
реснички ), углубить тени, сделать ярче свет. Затем высушить краску и
снова покрыть лаком. «Бликовка». Третий слой. Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали. Третьим слоем её можно считать достаточно условно, так как бликовка может насчитывать до 10 живописных слоев, каждый из которых покрывается лаком. Важная деталь!: подпись художник ставит во время бликовки. Под лак, чтобы не стёрлось. И ещё дату изготовления. и «Цировка». Декорирование корпуса. Тоненьким стальным пёрышком (или заправленным бронзовой пастой), мастер(-ица) процарапывает (или вырисовывает) по чёрному лаку витиеватый орнамент: «скань», «шотландку», «черепашку», «малахит», «слоновую кость». |
Если
подложка, например, листик сусального золота, то и узор получится
золотой. Корпус шкатулки надо отполировать на медленно вращающемся
кругу специальной масляной краской («окись хрома») до
зеркально ровной поверхности. Когда художественная задача, которую
ставил перед собой художник - выполнена, нужно хорошо просушить все
слои лака и краски. Вообще писать о миниатюре легко, а попробуйте нарисовать. Представляю, как болят глаза у художников – чтобы прорисовать крошечные детали нужно ведь увеличительное стекло. На фабрике сейчас работает 128 художников. Раз в месяц проходит худсовет, на котором художникам выдаются новые шкатулки-полуфабрикаты для росписи и оценивается выполненная им дома работа. Если живопись выполнена на высоком уровне, за хороший рисунок автор премируется 10% надбавкой от стоимости шкатулки. Художники в Федоскино разные, есть портретисты, есть пейзажисты, есть троечники. Не в школьно-дневниковом смысле, а специализирующиеся именно в изображении русских троек. Федоскинцы очень хотят получить госзаказ, на всё перепадает пока Палеху. Но «перепадает» тоже громко сказано. В последнее время и им ничего особенно не перепадает, и они теперь опять пишут иконы на продажу и всякий хлам для Измайлово за копейки. В Федоскино с «барского плеча» тоже поступают редкие заказы. Вот только недавно из Кремля поступил приличный индивидуальный заказ на большой ларец. Попросили копию картины Рубенса. Догадались какую? :) С обнажённой любимых рубенсовских форм красавицей. А ещё «кремлёвские бояре» любят обычно заказывать Кремль, храмы и тройки, а ещё пейзажи, но "без народа" - не нужен им народ, даже в виде элементов пейзажа :). |
Художница-экскурсовод Ирина лабиринтами повела нас в Музей и рассадила на стульчиках, как в актовом зале, среди витрин с федоскинскими экспонатами. Рассказывает обо всём интересно и увлечённо. | Показывает
незаконченные работы, по рукам передаются несколько крышечек от
шкатулок на разных этапах росписи: на одной только ещё намечен сюжет
(замалёвок), а в другую – уже вклеен кусочек перламутра. Некоторые ребята попробовали себя в качестве художников миниатюрной росписи. |
После экскурсии по цехам и музею всех пригласили посетить
магазинчик при фабрике. Так хочется купить настоящую федоскинскую
шкатулку! Но это не магазин, а какое-то недоразумение, несмотря на
видимость заполненных прилавков. Я всё понимаю – одну заготовку
сколько времени делают, одни краски сколько сохнут, полгода на одну
шкатулку. Но всё-таки так хотелось купить… :(Но цены на шкатулки
впечатляют сильно: 70 т.р., 29 т.р., 18 т.р., 15 т.р., 10 т.р., 8 т.р., 6 т.р., 4 т.р. и 3 т.р. за шкатулочку в полспичечного коробка. Нашему автобусу оставалось расстроено отвести взгляд от прилавков с заветными шкатулками и брать приступом один единственный прилавок – с дурацкими магнитами по 100 р. а-ля Федоскино в виде компьютерной наклейки на кружок картона. Ну хоть какой-то «сувенир». Были ещё огромные книжки “Fedoskino” за 1 т.р. Никто из нашего автобуса не купил шкатулку, а хотели все! |
|
Куда мчится
федоскинская тройка. Мысли вслух. Я, пожалуй, поступлю по-хитрому и обращусь за помощью к словам Гоголя. В каком-то смысле они относятся и к Федоскино. Причина этого в том, что мне просто не хочется думать, что в ближайшей перспективе Федоскино скупит какой-нибудь делец и федоскинскими миниатюрами будут разрисовываться дорогие мобильники и бутылки коллекционного вина. Хочется, чтобы этот народный промысел сумел, смог устоять, сохранить себя и чтобы на производство приходили талантливые люди и честные управленцы, чтобы федоскинская миниатюра дарила доступную радость ещё многим поколениям людей. «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади… и что за неведомая сила в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!... Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа…» По мотивам Nat_A. |