С т р а с б у р г


Без нескольких минут 12 часов по московскому времени мы въезжаем в Страсбург.

Рядом с большим домом приютился маленький, который своими окошками тоже хочет смотреть на реку Илль.

Въезжаем в центральную часть города и самое время познакомиться с ним.
Каждый квартал, каждое здание в Страсбурге напоминает о богатом прошлом этого города, которому  в 2008 году  2020 лет.
Страсбург переходил из французских в немецкие руки 5 раз. Последний раз - в конце второй мировой войны. Сейчас про немецкое происхождение напоминают само название города,  деревянные каркасные дома фахверк. Население 272 800 чел. В немецком произношении название города звучит «Штрасбург» , что можно перевести как «крепость у дороги».  Всякий раз после очередной войны, в центре которой оказывался Эльзас, этот край поднимался, восстанавливался, превратившись сегодня в один из самых экономически развитых регионов Франции. Сейчас в Страсбурге находятся такие важнейшие структуры, как Европейский парламент и Совет Европы, частью структуры которого является Европейский суд по правам человека. В Старсбурге находится главный офис французско-немецкого телеканала ARTE, передачи которого посвящены, в основном, искусству и культуре. В средние века Страсбург это средний, процветающий город. Средневековый Страсбург пережил четыре последовательных увеличения:
С 1202 по 1220, Страсбург обогащается кварталами вокруг церквей Святого Старого и Молодого Петра. Многочисленные башни укрепления построены в этой эпохе, и исчезнут из городского пейзажа Страсбурга лишь в 19 веке.
Начиная с 1228, окраинные кварталы также становятся неотъемлимой частью Страсбурга. Набережная Водителей баржи, улица Мясников или Золотая улица свидетельствуют о существовавших в то время многочисленных корпорациях и об их значимой роли в жизни Страсбурга.
К 1370-1390, к концу Столетней войны, Страсбург опасается вторжения банд грабителей, которые появились по Франции. В связи с этим власти решают обезопасить Страсбург с северной и западной стороны.
Последнее расширение Страсбурга датируется 1387-1441 годами. Это расширение касалось квартала Крутено (Кrutenau), в котором обитали рыболовы и огородники. Последующее расширение Страсбурга произошло лишь в 19 веке.
Средние века считаются золотой эпохой для Страсбурга. Страсбург богат речными и дорожными путями, благодаря чему является центром активной торговли.
Вино Эльзаса уже в те времена было известно в Германии, в Нидерландах, в Англии и в Скандинавии. Страсбург также экспортирует текстиль и злаки, а взамен импортирует многочисленные предметы роскоши, такие как стекло, кожа, меха, шелковые ткани и пряности. Здание бывшей таможни Страсбурга один из редких свидетелей этой цветущей речной торговли. Расположенное на берегах Лилля (река в Страсбурге), оно было построено в 1358 году для взимания и хранения пошлин с товаров, привозимых в Страсбург. Полностью разрушенному бомбардировками 1944 года, зданию был возвращен его первоначальный вид в 1956 году.
Заворачиваем на небольшую улочку и тут... нашему взору предстаёт Нотр-Дам Страсбург.
Страсбургский собор кафедральный собор во французском городе Страсбурге, бывший на протяжении более 200 лет самым высоким зданием мира.  Принадлежит к крупнейшим соборам в истории европейской архитектуры и крупнейшим в мире постройкам из песчаника. Так же, как и город Страсбург, собор объединяет в себе немецкие и французские культурные влияния.  Является католической церковью епископа, но прежде был как католическим, так и протестанским. В немецком языке собор называется «мюнстер», а не «Dom». Здание построено из красного вогезского песчаника. Строительство началось в 1015 году, и в последующие века собор достраивался и изменял свой внешний вид. Восточные части собора, в том числе хор и южный портал, выполнены в романском стиле, а продольный неф и знаменитый, украшенный тысячами фигур, западный фасад являются шедеврами готической архитектуры. Архитекторы, так же как и при возведении кёлньского собора, ориентировались на французкую соборную готику, что видно по двоению западных башен и, как следствие, широкому западному фасаду, а так же продольному нефу в форме базилики, в отличии от немецких церковей с тремя нефами одинаковой высоты. Среди главных строителей собора были Ульрих фон Энсинген и Эрвин фон Штайнбах . Северная башня высотой в 142 м,  строительство которой закончилось в 1439 году, была с 1625 по 1874 года  самым высоким зданием мира. Южная башня никогда не строилась,  что придаёт собору известную  ассиметричную форму.
К собору мы ещё раз подойдём и даже будем внутри, поэтому пойдём вслед за нашей экскурсией по Страсбургу.

Бросив взгляд влево, видим потрясающий по красоте и исполнению дом Каммерцеля ХV века,  жемчужина фахверковой архитектуры, многие годы служил купцам, которые уже в ХV веке держали магазинчик под аркадами его каменного цокольного этажа.
 Украшенные затейливой резьбой фахверковые стены верхних этажей датируются 1589. Сейчас в верхних этажах находится небольшой отель, а в цокольном — ресторан.

Фахверк (нем. Fachwerk — ферма) — тип строительной конструкции, при котором несущей основой здания служит каркас из прямых и часто также наклонных (под различным углом) балок из древесины хвойных пород. Эти балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид; пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда также деревом. Фахверк появляется в XV веке в Германии и становится очень популярным в Европе, особенно в северной части (от Бретани до Польши). В XX веке этот стиль переживает новый расцвет, благодаря средневековому колориту и эффекту натуральности строительных материалов.


А оглянувшись налево и назад мы увидели ещё один замечательный дом, который расположился на углу улиц Мерсьер и Соборной площади. В нем находится, возможно, самая старая аптека «Олень».

Она работала, когда строительство собора шло полным ходом, когда в 1439 году, наконец, достроили самую высокую для того времени северную башню, и продолжает существовать, хотя южную башню так никогда уже не построят. Фахверковые второй и третий этажи установлены на первом арочном. Они поддерживаются угловой колонной, немного отстоящей от стен дома. 

Это «бюшмессер» (измеритель живота).

Средневековые каменотесы должны были быть достаточно стройными для того, чтобы высекать из камня готическое кружево. Поэтому каждый из них перед работой протискивался в щель между колонной и фасадом аптеки. 

Мы тоже померились и выяснили, что в каменотёсы годимся.


Проследовав мимо магазинчиков со всевозможными сувенирами, попадаем на площадь Гутенберга.

О жизни Гутенберга известно немного. До сих пор не установлена даже точная дата его рождения. Как полагает большинство биографов, он родился в 1399 или 1400 г.  Йоханн Гутенберг принадлежал к родовитому па­трицианскому семейству города Майнца. В неко­торых документах будущий изобретатель книго­печатания именуется Генсфлейш цум Гутенберг. Генсфлейш - фамилия его отца, Гутенберг - фами­лия матери и того семейства, в лоне которого ро­дился и провел детство Йоханн.

 Он отлично владел юве­лирным ремеслом, был умелым гравером и резчи­ком по камню. Все это имело большое значение для его будущего изобретения.

Дальнейшая судьба семьи Генсфлейшей - Гу­тенбергов была определена разгоревшейся в нача­ле XV в. в Майнце борьбой между патрициатом и цеховыми ремесленниками. В результате победы последних Генсфлейши - Гутенберги вынуждены были покинуть родной город. Юный Йоханн попал в Страсбург. Самый ранний доку­мент о его пребывании там относится к 1434 г. Это жалоба Гутенберга майнцскому магистрату по по­воду невыплаченной ему ренты. Значительно важ­нее другое судебное дело, возбужденное против Гутенберга в 1439 г. несколькими страсбургскими бюргерами. В сущности, оно знакомит нас с преды­сторией великого изобретения. Из актов этого про­цесса видно, что в конце 1437 г. или начале 1438 г. Йоханн Гутенберг 

заключил договор с судьей Хан­сом Риффе и еще двумя жителями Страсбурга на изготовление зеркал (Spiegel) для продажи их на яр­марке в Аахене.  Заметим, что слово «Spiegel» в те времена имело в немецком языке еще одно значение - так назывались тогда иллюстриро­ванные лубочными картинками дидактические книжки - «Зерцала», имевшие широкое распро­странение повсюду в Европе. Была создана ком­мерческая компания по эксплуатации Гутенбергова изобретения. Каждый участник внес в общую кассу по 80 гульденов. В 1438 г. один из пайщиков, Андреас Дритцен, скончался, и его наследники предъявили Гутенбергу иск, требуя возвращения вклада. Документы по этому делу сохранились, и, хотя суть изобретения не названа в них прямо, не­которые выводы возможны.  В документах идет речь о формах, прессе и каком-то приспособлении из 4-х частей ( имеется в виду форма для отливки литер). Свидетель по делу юве­лир Ханс Дюнне дал показания, что получил от Гу­тенберга 100 гульденов на изготовление того, «что относится к печатанию». Все это еще не позволяет с уверенностью заявить, что уже в 1438-1439 гг. Гу­тенберг располагал типографией в Страсбурге, но не вызывает сомнений, что уже тогда он прилагал усилия к реализации своего изобретения. Видный ученый Якоб Вимпфелинг, живший в Страсбурге, в историческом сочинении «Epitome rerum Germanicarum» (1507) называет Гутенберга изобретателем печати и уточняет, что изо­брел он печать в Страсбурге, а осуществил на практике в Майнце.


На площади было много продавцов зонтиков и поясов.
Пояса нам были ни к чему, а вот зонтики очень во время, т.к. уже накрапывал дождик.
Площадь хоть и небольшого размера, но на ней установлена внушительного размера карусель, которая, к сожалению, была ещё  закрыта, т.к. мы приехали очень рано для её работы.
Невзирая на пасмурную погоду, город был очень "тёплым" от радушия людей.
Двигаясь по улицам Страсбурга, слушая гида, мы всё более погружались в глубину веков.
И вот мы на одном из рукавов Илля в районе, называемом Маленькой Францией.

Маленькая Франция - как принято говорить "живописный уголок" города, состоящий из бесчисленных домов фахверк. Необычна история возникновения названия этого квартала. Здесь была больница для страдавших от французской болезни (так называли сифилис в 15 веке).
Густая сеть каналов, старинные шлюзы эльзасские дома с окнами, украшенными цветами (чаще всего герань), отражающимися в зеленых водах реки, создают своеобразный городской ландшафт.






На фото видно, что "Маленькая Франция" - это наиболее живописный квартал старого Страсбурга. Некогда квартал рыболовов, мельников и кожевенников, это маленький оазис в самом центре города. На улицах Маленькой Франции чередуются дома XVI-го и XVII-го веков, с просторными внутренними дворами, с большими наклонными крышами.


Идёшь по необыкновенно уютным улицам,
смотришь на,
знакомые с детства по сказкам братьев Гримм,
домики и тепло, и спокойно становиться на душе.
Разнообразие городской архитектуры
побудили Ле Корбюзье сказать, что в Страсбурге «глазу никогда не скучно». Погуляйте и вы с нами по улицам Маленькой Франции.



Хотите зайти к кому-нибудь в гости? Позвоните!

Улица плавно переходит в мост.
Аисты являются символом Страсбурга.
Далее наш путь пролегал к плотине, посередине которой находится смотровая площадка на Маленькую Францию.

На плотине расположены четыре старинные башни (1230-1250): башня Палача, Башня Генриха, башня Ханса фон Альтхайма, башня Французов. Три башни из четырех соединены крытыми мостами. Название мостов сохранилось с тех пор, когда они были частью крепостных стен, но в ХVIII веке черепичную кровлю с них сняли, а в XIX веке деревянные конструкции заменили каменными. Мосты перекинуты через каналы Цорнмуле, Динценмуле, Шпицмуле и Судоходный канал, на берегах которых и стоит Птит-Франс (Маленькая Франция).


И снова мы вернулись через площадь Гутенберга к собору Нотр-Дам.

Теперь у нас было время осмотреть собор внутри.

Очень красивы витражи собора.
Одной из удивительных достопримечательностей самого собора являются астрономические часы, работающие часы. Это сложный инструмент, который, указывая час дня, кроме того, даёт течение планет и луны, приливы и отливы, подвижные праздники, различные явления неба, в особенности затмения солнца и луны, високосные года и т.п., посредством особых механических приспособлений. Построение таких часов требует большого механического искусства и немалые астрономические знания;  часы были изготовлены в XV-м веке для Страсбургского собора. Мастер Швильге переделал их заново, и в этом новом виде они до сих пор находятся в соборе.


Удивительное по красоте и силе человеческого ума творение. 500 лет от роду, а работают как "часы".



Астрономические часы – сложное инженерное сооружение высотой около 30 метров, сочетающее в оформлении готические и ренессансные черты.

 Они установлены в южном трансепте в 1570 году. Механизм сконструировал К. Дазиподиус. 

После революции часы остановились и стояли до 1842 года, когда Ж.-Б. Швильге, добавив к конструкции планетарий и церковный календарь, вновь запустил механизм. 

Каждую четверть часа происходит «малое представление»: фигуры, символизирующие смену четырех возрастов, проходят перед фигурой смерти.

Каждый час ангел переворачивает песочные часы. 

В астрономический полдень (12:30) фигуры апостолов, вращаясь, проходят мимо Иисуса, троекратный крик петуха напоминает об отречении Петра. 

Посмотреть это представление можно, лишь войдя в собор через южный (самый старый, украшен часами) портал, который оформлен знаменитыми фигурами: «Церковь» и «Синагога» (копии).

И нам повезло, мы видели это представление.

Наше тело напомнило нам, что кроме духовной у нас есть материальная составляющая и мы зашли вначале в магазинчик со сладостями, а затем в кафе.

Погода с дождливой сменилась на солнечную. Город заиграл разноцветьем. Перед посадкой в автобус. Париж, мы едем к тебе!

                 
                               Моя  Вселенная
       3-я страница Германия (17 страница путешествия)                                                                                                              2 страница Франция (19 страница путешествия)

Используются технологии uCoz