Перед иготовлением гипсовых форм, капов и
моделей необходимо затворить гипсовое тесто, для этого необходимо:
установленное количество воды влить в
сосуд для затворения, затем туда же засыпается гипс и некоторое время
насыщается водой. Помешивание производится при помощи винтовой мешалки.
Для повышения прочности капов в массу добавляется некоторое количество
цемента.
Формование изделий
осуществляется методом литья в гипсовых формах.
Этод метод основан на
свойстве гипсовых форм впитывать в себя влагу. В них заливается
шликерная масса и выстаивается определённое время за которое в форме
набирается черепок. Затем, избыток шликера сливается в специальные
резервуары и после обработки может использоваться в производстве. В
зависимости от времени набора черепка можно регулировать его толщины.
После того, как изделие приобретёт определённую прочность, его
оправляют и замывают швы, образовавшиеся во время литья.
После оправки изделия
необходимо подвергнуть сушке, для того, чтобы при утельном обжиге на
них не появились трещины из-за слишком интенсивного удаления воды.
Частично изделия подвергаются сушке в естественных условиях в печном
цехе.
Утельный обжиг проводится в камерных печах (газовых или
электрических), при температуре 860-920°C.
Подглазурная
роспись полуфабриката наносится вручную кобальтовой краской при помощи
беличьих кистей. При росписи необходимо учитывать. что пористый черепок
быстро впитывает краску, что не допускает никаких поправок. При
декорировании изделий используются все виды традиционной росписи:
гжельская роза, полевые цветы, сюжетная, орнаментная, архитектурная.
Каждый живописец работает индивидуально, имея свой
стиль росписи, используется импровизация. На дне изделия (ниже
товарного знака) наносится фамилия автора исполняющего роспись.
Кобальтовая краска готовится по рецепту заводской
лаборатории, каждая партия краски проходит полузаводскую пробу, при
получении положительных результатов выдаётся в производство.
Перед
глазурованием для предотвращения присасывания глазури к повехности
полуфабриката, которая должна оставаться неглазурованной (опорные
поверхности ножек), изделия устанавливаются на пропитанный парафином
войлок, находящийся на подогретом металлическом противне.
Глазурование изделий осуществляется вручную методом
окунания в глазурную суспензию. Остатки глазури с опорных поверхностей
удаляют при помощи мягкого поролона.
После
глазурования изделия обжигают в камерных печах при температуре
1250-1350°C. В процессе обжига глазурь приобретает прозрачность, а
кобальтовая краска синий цвет.
Готовые изделия могут подвергаться надлазурному
декорированию препапатом жидкого золота. После чего, что бы закрепить
нанесенное золото на поверхности изделия его обжигают в камерных печах
периодического действия.
Перед
сортировкой производят шлифовку ножек изделий на одношпиндельном станке
абразивными алмазными кругами. В процессе шлифовки на шлифовальный круг
необходимо подавать воду для его охлаждения. Шлифовка засорки на
изделиях производится вручную при помощи абразивного шлифовального
камня. Шлифованные изделия протираются от налета пыли, образующегося
при шлифовке, влажной тканью.
Рассортировка изделий производится путем тщательного
внешнего осмотра изделий в строгом соответствии с утвержденными
техническими условиями. Художественные изделия и крышками завертывается
в оберточную бумагу, укладывается в индивидуальную красочную упаковку и
сдаются на склад готовой продукции.
Отсоритрованны комплектующие фарфоровые детали к
менажницам, люстрам, бра, настольным лампам, направляются на участок
сборки. Там же комплектуются электронагревателями самовары. При
установке электроизделий в упаковочную коробку вкладывается паспорт на
каждое изделие.