История астрономии

                                                             Астрономия полезна потому, что она возвышает нас над нами самими; 
                                                                                 она полезна потому, что она величественна; 
                                                                                     она полезна потому, что она прекрасна. 
                                 Именно она являет нам, как ничтожен человек телом и как велик он духом, ибо ум его в состоянии объять сияющие бездны, 
                                           где его тело является лишь темной точкой, в состоянии насладиться их безмолвной гармонией. 
                                    Так мы приходим к сознанию свой мощи, и это сознание многого стоит, потому что делает нас сильнее.

Анри Пуанкаре












       Астрономия одна из древнейших наук в мире. 

Как и все науки, она зародилась из практических потребностей человечества.

Однако первые астрономические познания у людей сформировались ещё до того, как основным средством добывания пищи стали земледелие и скотоводство, а именно, когда люди добывали пищу и одежду с помощью охоты. Ведь охотникам, а позднее кочевникам- пастухам нужно было  как-то ориентироваться при их скитаниях и кочевьях. Это можно было делать по звездам и по Солнцу, отчасти по Луне. Значит, нужно было знать, по крайней мере, главные звёзды, планеты. А также их видимые движения по небу. Это и породило первобытную астрономию.

   Первые сведения о развитии астрономии в странах древнего Востока относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Именно в это время астрономия была уже высоко развита в Вавилоне и Китае. Но, несомненно, астрономия как наука возникла значительно раньше. Об этом говорят сохранившиеся до наших дней развалины каменных сооружений в Англии (например, Стоунхендж). Их  строительство началось не позднее 3500 г. до н.э., а в некоторых местах  и ещё раньше. Таким образом, астрономия существовала ещё у людей бронзового века.





























                    Во втором тысячелетии до нашей эры астрономия быстро развивалась

в Вавилоне, Ассирии, Египте, Китае, Японии. Благодаря тщательным исследованиям удалось выяснить, как представляли себе мир древние халдеи,  индусы, а также индейцы майя и ацтеки.

  Примерно начиная с 600 г. до д.э. наступает пора расцвета астрономии

в Древней Греции. Древнегреческие астрономы заложили основы современной астрометрии. Многие из употребляемых названий созвездий, ярких звёзд и астрономических терминов перешли в современную астрономическую терминологию от древних греков.

В эпоху средневековья астрономия приходит в упадок. В Европе христианская церковь ревностно пресекает малейшие попытки заниматься какими-либо научными исследованиями. Объявляет греховными сочинения древнегреческих учёных, уничтожает библиотеки (например, Александрийская библиотека). В этот исторический период астрономия получает развитие на Востоке, у арабов и близких к ним народов, в том числе в Хорезме, а также в Персии.  Эпоха великих географических открытий дала новый импульс в развитии астрономии, создании новых приборов, которые, в свою 
очередь, привели к новым астрономическим открытиям.



























1. Стоунхендж - обсерватория бронзового века.

Свет человеческого разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих  руинах - безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое понимание законов природы и философское осмысление окружающего мира они донесли до нас в прекрасных мифах, притчах, легендах, сказках и, конечно же, в рукотворных шедеврах зодчества.

Четыре тысячи лет назад в Великобритании обитала немногочисленная общность людей, находящаяся на уровне эпохи каменного века. Пользуясь примитивными орудиями из камня и кости, они едва могли обеспечивать свое существование. Однако эти люди каким-то непостижимым образом сумели создать в Кембрийских горах каменоломни и добывать там огромные каменные глыбы весом до 30 тонн Мало того, эти глыбы перетаскивались на расстояние в 240 миль в район современного Эймсбери и расставлялись по окружностям с высочайшей точностью.
Это сооружение назвали Стоунхендж, что значит "Висящие камни". Стоунхендж -
доисторическая каменная постройка в Великобритании, которая, как предполагают, является астрономической
обсерваторией. Стоунхендж, расположенный в 130 км западнее Лондона, -одна из
самых прекрасных неолитических построек. Она была сооружена в три этапа,  начиная с вала и рва
(около 2800 г.до н.э.).





















  Сохранившаяся группа мегалитов из песчаника, размещенных по кругу диаметром 30 м, была возведена около 2000 г. до н.э.. Некоторые из камней образуют визиры, которые с большой точностью указывают на точки восхода и захода Солнца и Луны. По мнению астрономов, наблюдения, проводимые в Стоунхендже, позволяли уверенно предсказывать солнечные и лунные затмения. Если астрономическая интерпретация верна, то это означает, что строители Стоунхенджа могли каким-то способом регистрировать или устно передавать из поколения в поколение информацию об астрономических наблюдениях, проводившихся в течение многих столетий.

Неоспоримый вывод из этого состоит в том, что, кто бы ни проектировал Стоунхендж, он должен был заранее знать точную продолжительность солнечного года и

цикла обращения Луны. Но что еще более поражает, так это то, что эти древние астрономы знали, как определить единственную позицию, с которой можно произвести измерение 19-летнего цикла движения Луны!

Аналогичные сооружения обнаружены во многих местах Британских островов, во Франции, в России, на Оркнейских островах.
























Это интересно

С 15 по 19 века древние монументы южной Англии нещадно разворовывались. Объектом вандализма были огромные каменные сарсены — их использовали для постройки домов. Однако песчаник сам по себе очень непрочен и легко пропускает влагу — летописи сохранили сведения о том, что в подобных жилищах было сыро, мебель быстро сгнивала, а некоторые дома попросту разваливались (сарсены ставились один на другой и крошились под собственным весом).

В 2001 году группа энтузиастов попыталась доставить камень, аналогичный сарсенам, из Уэльса к Стоунхенджу, используя лишь доступные в те времена «технологии». Часть пути они прошли по земле, волоча камень по деревянным каткам с помощью веревок, однако вскоре им потребовалось пересечь Бристольский залив. Лодка, построенная ими в стиле «бронзового века», под весом камня моментально утонула.

Чарльз Дарвин однажды работал в Стоунхендже. Его не интересовала археология — он пытался накопать там земляных червей и проверить свою теорию относительно того, что эти существа играют большую роль в разрушении древних памятников.

Стоунхендж постепенно разрушается. За время наблюдений за памятником успело упасть три трилитона.  


































2. Представление о мире древних египтян

Примерно за четыре тысячелетия до новой эры в долине Нила возникла одна из древнейших на Земле цивилизаций — египетская. Ещё через тысячу лет, после объединения двух царств (Верхнего и Нижнего Египта), здесь сложилось мощное государство. К тому времени, которое называют Древним царством, египтяне уже знали гончарный круг, умели выплавлять медь, изобрели письменность. Именно в ту эпоху были сооружены пирамиды. Тогда же, вероятно, появились египетские календари: лунно-звёздный — религиозный и схематический — гражданский.

Обитатели долины Нила, где нет настоящей зимы, делили год на три сезона, которые зависели от поведения реки. Первый сезон — «ахет» (что в переводе с языка древних египтян означает «наводнение») — совпадал с разливом Нила. В то время, с июля по октябрь, река затопляла низины. Следующий сезон, длившийся тоже около четырёх месяцев, назывался «перет» (появление суши). Вода спадала, увлажнив землю и удобрив её илом; сезон начинался севом и заканчивался сбором урожая. С марта со стороны Сахары полтора месяца дули иссушающие ветры, и наступал последний сезон года, «шему» (отсутствие воды). С Нила, от которого зависела вся жизнь египтян, и началась астрономия этой древней цивилизации. «Египет — это дар Нила», — писал древнегреческий историк Геродот.

Египетские жрецы-астрономы заметили, что незадолго до начала подъёма воды происходят два события: летнее солнцестояние и первое появление Сириуса на утренней заре после 70-дневного отсутствия на небосводе. Сириус, самую яркую звезду неба, египтяне назвали именем богини Сопдет. Греки произносили это имя как «Сотис».

К тому времени в Египте существовал лунный календарь из 12 месяцев по 29 или 30 дней — от новолуния до новолуния. Чтобы его месяцы соответствовали сезонам года, раз в два-три года приходилось добавлять тринадцатый месяц. Сириус «помогал» определять время вставки этого месяца. Первым днём лунного года считался первый день новолуния, наступавший после возвращения этой звезды.

Такой «наблюдательный» календарь с нерегулярным добавлением месяца плохо подходил для государства, где существовали строгий учёт и порядок. Поэтому для административных и гражданских нужд был введён так называемый схематический календарь. В нём год делился на 12 месяцев по 30 дней с добавлением в конце года дополнительных пяти дней, т. е. содержал ровно Зб5 дней.




















































Египтяне знали, что истинный год на четверть дня больше, чем введённый, и достаточно добавить в каждом четвёртом, високосном, году вместо пяти дополнительных дней шесть, чтобы согласовать его с сезонами.

Но этого сделано не было. За 40 лет, т. е. за жизнь одного поколения, календарь уходил вперёд на десять дней, не на такую уж заметную величину, и писцы, управлявшие хозяйством, могли без труда приспособиться к медленным изменениям дат наступления сезонов.

Через какое-то время в Египте появился и ещё один лунный календарь, приспособленный к скользящему гражданскому. В нём дополнительные месяцы вставлялись так, чтобы удержать начало года не вблизи момента появления Сириуса. Этот «блуждающий» лунный календарь использовался наряду с двумя другими. Возникнув в начале Древнего царства, гражданский календарь продержался в Египте вплоть до вхождения страны в состав Римской империи, хотя его пытались исправить, вводя високосные годы. Даже греческим царям из династии Птолемеев не удалось преодолеть силу традиции.

В Древнем Египте существовала сложная мифология с множеством богов. Астрономические представления египтян были тесно связаны с ней. Согласно их верованиям, в середине мира находился Геб, один из прародителей богов, кормилец и защитник людей. Он олицетворял Землю. Жена и сестра Геба, Нут, была самим Небом. Её называли Огромной матерью звёзд и Рождающей богов. Считалось, что она каждое утро проглатывает светила и каждый вечер рождает их вновь. Из-за этой её привычки когда-то произошла ссора Нут и Геба. Тогда их отец Шу, Воздух, поднял Небо над Землёй и разлучил супругов. Нут была матерью Ра (Солнца) и звёзд и управляла ими. Ра в свою очередь создал Тота (Луну) как своего заместителя на ночном небе.

Согласно другому мифу, днём Ра плывёт по небесному Нилу и освещает Землю, а вечером спускается в Дуат (преисподнюю). Там он путешествует по подземному Нилу, сражаясь с силами мрака, чтобы утром вновь появиться на горизонте. Ра изображался в образе сокола, а иногда в виде огромного кота. Его символом также был обелиск, увенчанный четырёхгранной пирамидой. Именно в честь Ра фараоны, считавшие себя его детьми, придали своим гробницам форму пирамид.

В ходе ночных богослужений культа Ра жрецы должны были помогать богу, совершавшему своё трудное плавание по подземному Нилу. Для этого им нужно было определять время и ночью. До нас дошли свидетельства о трёх попытках создания египтянами звёздных часов.

Наиболее точными из них были третьи, в которых использовались наблюдательные инструменты. Этот способ измерения ночных часов по звёздам был изобретён около 1500 г. до н. э. Его осуществляли, отмечая время прохождения определённых звёзд через небесный меридиан и соседние участки неба. Наблюдатель садился на площадке лицом к югу, напротив фигуры сидевшего «на меридиане» человека. Был ли это служитель храма или манекен, неизвестно. Наблюдатель с помощью визирного приспособления — дощечки с вырезом в верхней части — следил за прохождением «часовой звезды» над «фигурой».

























































Сохранились таблицы с указанием звёзд и их положений для каждого из 12 часов ночи. Положения обозначались фразами: «напротив сердца» (посередине фигуры), «над правым глазом», «над левым ухом», «над правым плечом» — всего семь положений. Как и первые два, этот способ определения времени, привязанный к скользящему календарю, требовал постоянного обновления таблиц и оказался недолговечным.

В Карнаке, около Фив, были найдены самые древние египетские водяные часы. Они изготовлены в XIV в. до н. э. На внутренней стороне чаши помещались шкалы, по которым можно было судить, сколько времени «утекло».

Главными солнечными часами в Египте были, конечно, обелиски, посвящённые Солнцу-Pa. Такой астрономический прибор в виде вертикального столба называется гномон. Это первый инструмент, позволивший измерить высоту Солнца над горизонтом по длине тени. Так египтяне дополнили древнейшую «горизонтальную» астрономию вертикальным нахождением угловой высоты, тогда как в Стоунхендже измерялись только азимуты светил. Когда тень от гномона становилась самой короткой, наступал полдень. Остальные часы дня эти обелиски показывали не так точно.

Древние египтяне, как и все народы, делили небо на созвездия. О египетских созвездиях мы можем судить по упоминаниям в текстах и по рисункам на потолках храмов и гробниц. Египетские созвездия не похожи ни на вавилонские, ни на древнегреческие. Всего их известно 45. Сохранившиеся росписи потолков не образуют звёздной карты, и положение египетских созвездий на небе удаётся определить лишь приблизительно. Упоминаются, например, Мее (вероятно, Большая Медведица, которая изображалась в виде ноги быка); созвездие ан в виде фигуры с головой сокола, пронзающей копьём созвездие Мее; созвездие Бегемотихи, за которой изгибается огромный Крокодил. В древних текстах околополярные незаходящие созвездия именовались «неразрушимыми».

Планеты египтянам были известны с давних времён. Египетские жрецы рано смогли разделить их на две группы. Верхние планеты, которые можно наблюдать в противостоянии Солнцу, считались воплощениями бога Хора. Так, Юпитер назывался «Хор, который освещает обе Земли», Сатурн — «Хор — бык небес», а Марс — «Красный Хор». Каждую из нижних планет, которые видны то утром, то вечером, египтяне, видимо, уже с середины II тысячелетия до н. э. знали как одно светило. Древнее название Венеры переводится как «Пересекатель», т. е. звезда, пересекающая путь Солнца. О Меркурии говорилось как о боге вечерних и утренних сумерек.

Жрецы наблюдали звёзды в основном для измерения ночного времени, а писцы ввели упрощённый календарь, который не был привязан к сезонам и как бы пренебрегал астрономией.








































Тем не менее, именно на египетской земле, в Александрии, работали позднее греческие учёные, заложившие основы современной астрономии. Здесь трудились Аристарх Самосский, Тимохарис, Эратосфен, именно здесь написал свой знаменитый астрономический труд Клавдий Птолемей. Оказала ли на них влияние наука Египта? Несомненно, и именно в той части, где она ушла от слепого следования за периодическими изменениями неба. Схематический календарь не следовал за сезонами, однако он послужил идеальной равномерной шкалой для определения интервалов между затмениями, наблюдавшимися через много лет одно после другого.

Это интересно

Именно древние египтяне изобрели мебель.

  Простые люди хранили продукты и вещи в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали они на циновках, плетеных матах, уложенных на полу, или на  кроватях.  Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника или на всевозможных  стульях, табуретах и креслах.

средство: на сквозном ветру ставились пористые                                 
































3.Представления о мире народов Междуречья.

От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией (в переводе с древнегреческого - Междуречье, иногда переводят как Двуречье). Сейчас это в основном территория Ирака.

Река Евфрат (шумерское название Буранун, аккадское Пуратту) - общей протяженностью 2700 км, и Тигр (1900 км) берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив. В древности они впадали раздельно в залив, теперь они соединяются в одно русло перед Персидским заливом. Природа здесь и в эти времена была довольно суровой. Ветры, дующие со стороны Персидского залива, подымали уровень воды и реки Тигр и Евфрат очень широко разливались. Возможно, поэтому именно здесь появилась легенда о всемирном потопе. Климат на севере Месопотамии был довольно влажным: зимой - снег, а весной и летом - дожди. На юге климат был сухим и жарким. Температура летом достигала 50 - 60 градусов Цельсия.
Месопотамия находилась в самом центре Ближнего Востока, и многие торговые пути проходили именно через Месопотамию. Люди появились на территории Месопотамии в период палеолита (200.000 лет до н.э.).

В начале 4-го тыс. до н.э. на юге Месопотамии появились первые поселения шумеров - древнего народа, известного своей культурой. Они заняли территорию от Персидского залива до места наибольшего сближения рек Евфрата и Тигра.

Начиная с 9 века до н.э. в Южную Месопотамию начинают вторгаться родственные арамеям халдейские племена. После завоевания Вавилона персами в 6 веке до н.э. арамейский язык стал официальным языком, а аккадский язык вытеснялся. К 1 веку до н.э. вавилоняне слились с халдеями и арамеями. На территории Месопотамии существовало еще много других племен. Во время существования Ассирийского и Нововавилонского государства проводилась активная политика переселения народов, что порождало дополнительную этническую пестроту на территории Месопотамии

м ку













































Он был сделан из твёрдого металла верховным богом Мардухом. Днем небосвод отражал солнечный свет, а ночью служил темно-синим фоном для игры богов – планет, Луны и звезд. До нас дошло большое число обработанных определенным образом глиняных табличек с астрономическими текстами.

Эти таблички долгое время оставались в земле, не разрушаясь и не привлекая к себе внимания. Их начали исследовать всего сто пятьдесят лет назад, а к расшифровке и детальному изучению сохранившихся на них текстов приступили совсем недавно. И сразу обнаружили немало неожиданностей. В частности, выяснилось, что в Месопотамии существовала оригинальная система созвездий и что современная система созвездий, которую мы заимствовали у древних греков, многим ей обязана.

Открытие Зодиака как полосы созвездий, в пределах которой происходит движение Солнца, Луны и пяти планет, — одно из наиболее выдающихся достижений древнемесопотамской астрономии. Такое открытие требовало многолетних наблюдений звездного неба. Отчасти, мы можем узнать о них из многочисленных клинописных источников конца III–II тыс. до н.э. различного происхождения и назначения — лексических, религиозных, астрологических, астрономических и пр. Благодаря ним складывается довольно полная картина постепенного создания системы созвездий, покрывающей все небо, и открытия планет.  

Особое значение для изучения истории Зодиака в Месопотамии имеют списки звезд в двуязычной шумеро-аккадской лексической серии табличек, называемые по первой строке текста «Урра» (ur5-ra) по-шумерски, или «Хубуллу» (Hubullu) по-аккадски  и так называемые «Дневники наблюдений». Последние представляют собой ежегодные записи движений светил, охватывающих промежуток от VII в. до I в. до н.э.

Существуют и другие источники, относящиеся к первой половине II тыс. до н.э. и позволяющие утверждать, что к этому времени система месопотамских созвездий уже была в основных чертах сформирована. В дошедших до нас текстах, восходящих к этому периоду, содержится около 30 названий созвездий. Часть из них располагалась в зодиакальном поясе, однако представления о Зодиаке в этот период еще не сложились: зодиакальные созвездия в текстах еще не были выделены. Такая ситуация сохранялась на протяжении всего II тыс. до н.э.










































Для обозначения планет использовался специальный термин, означавший в переводе «дикая овца», что, по-видимому, отражало особый характер поведения планет на небе, их отличие от неподвижных звезд. В текстах первой половины II тыс. до н.э. мы встречаем специальные названия только для Юпитера и Венеры, однако, скорее всего, уже тогда были известны все 5 классических планет, видимых невооруженным глазом. Их имена надежно засвидетельствованы в текстах серии «Энума Ану Энлиль» более позднего времени. И этот список станет пополняться только после изобретения телескопа.

Планеты и звезды почитались в Месопотамии как божества и имели особое название — «ночные божества». К ним обращались с молитвами, в их честь совершали различного рода ритуалы и жертвоприношения. Некоторые астрономические явления, связанные с движением Солнца, Луны, планет и звезд, рассматривались как астрологические предзнаменования. Самые ранние известные нам астрологические тексты восходят к первой половине II тыс. до н.э., но настоящего расцвета астрология достигла во второй половине II тыс. до н.э. в серии «Энума Ану Энлиль», содержавший более семи тысяч предзнаменований. Каждая строка в этой серии следует стандартной схеме: «Если на небе произошло событие А, на земле последует событие В». Предсказания касались в основном царя, его семьи и страны в целом. В астрологических целях наблюдали лунные и солнечные затмения, вид светила в моменты его восходов и заходов, различного рода необычные явления — гало, падающие звезды, кометы и т.д. Важную роль при этом играли созвездия, однако зодиакальные созвездия не были никак выделены. Лишь в самых поздних текстах серии «Энума Ану Энлиль», датируемых I тыс. до н.э., как астрологически значимое событие отмечаются положения Луны и планет относительно созвездий.

Существовала особая символика, связанная с небесными светилами, в частности, с созвездиями. Символы богов и священных предметов, имеющих астральное значение как фигуры созвездий, изображались нередко на печатях и пограничных камнях (кудурру). Среди них встречаются символы зодиакальных созвездий, хорошо известные нам по более поздним источникам, — в частности, Водолей, Козерог и Стрелец. Так, самые ранние изображения Козерога на печатях датируются концом III тыс. до н.э. Во II тыс. до н.э. эти символы уже имели, по-видимому, астральное значение как фигуры созвездий.



































Символы богов и священных предметов широко использовались в качестве фигур зодиакальных созвездий в эллинистическую эпоху. Так изображен Зодиак на крышке гроба Хетера (Фивы, 125 год н.э.)

Зодиак как полоса созвездий упоминается впервые явным образом в астрономическом компендиуме «Мул-Апин», окончательная версия которого датируется приблизительно 700 годом до н.э. В тексте сказано: «Божества, которые стоят на пути Луны, через области которых Луна в течение месяца проходит и которых она касается». Далее перечисляются названия 18 созвездий: «Звезды, Небесный Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох, Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты, Ласточка, Ануниту и Наемник». Некоторые из них легко узнаваемы как зодиакальные созвездия нашего времени: Близнецы, Лев, Весы, Скорпион сохранили свои названия без изменений; Небесный Бык — это месопотамский прообраз Тельца, Краб — это Рак, Коза-Рыба — Козерог. 

О планетах в этом же тексте сказано: «Вместе 6 богов, у которых одинаковые положения на небе и которые касаются звезд небесных и изменяют свои положения». Здесь «6 богов» — это Солнце, Юпитер, Венера, Марс, Меркурий и Сатурн. О каждом из них сказано так: «…Проходит относительно звезд тот же путь, что и Луна проходит». Это первое известное нам в истории астрономически строгое определение зодиакального пояса!

Любопытно отметить, что приведенный в «Мул-Апин» список зодиакальных созвездий неполный. По непонятным причинам в нем отсутствует название созвездия Колесница. Оно располагалось в северной части Тельца и активно использовалось в «Дневниках наблюдений» при фиксации положений Луны и планет ночью.

Параллельно с развитием звездной наблюдательной астрономии в Месопотамии в I тыс. до н. э. активно развивалась математическая астрономия, которая позволяла предвычислять положения Луны и планет по долготе в произвольный момент времени, определять параметры лунных и солнечных затмений и ряда других явлений, важных с астрологической точки зрения.

Развитие математической астрономии стало возможным лишь после того, как среди жрецов, занимавшихся наблюдением движения небесных светил, утвердилось представление о «математическом Зодиаке» — круговой линии на небесной сфере, известной теперь под названием «эклиптика». Математический Зодиак делили на 12 равных частей по 30 градусов, каждая из которых имела свое особое название, связанное с одним из созвездий зодиакального пояса. Таким образом, в середине I тыс. до н.э. в месопотамской астрономии в связи с Зодиаком сложилась следующая непростая ситуация: в наблюдательной астрономии использовалась система из 18 зодиакальных созвездий, согласно списку «Мул-Апин», в то время как в математической астрономии расчеты








































производились на основе 12-частной эклиптики, названия частей которой соответствовали созвездиям из того же списка.Как результат взаимодействия двух указанных традиций в Месопотамии постепенно формируется система из 12 зодиакальных созвездий. Можно полагать, что система из 12 зодиакальных созвездий (названия + символы) была сформирована ок. 400 года до н.э.. Названия ряда созвездий, не включенных в список 12 зодиакальных, использовались в «Дневниках наблюдений» для определения положений звезд (так называемых «нормальных звезд»), относительно которых фиксировали положения Луны и планет ночью.Месопотамская система 12 зодиакальных созвездий стала основой для греческой системы зодиакальных созвездий, которой пользуются и современные астрономы. Греки заимствовали месопотамские символы, связанные с Зодиаком, но использовали собственные названия, которые почти полностью совпадали с заимствованными символами.

Древнегреческая система созвездий дошла до наших времен практически без изменений. Развитие математической астрономии послужило основой для нового направления в месопотамской и мировой астрологии, так называемой «гороскопной астрологии». Самый ранний известный месопотамский гороскоп датируется 410 годом до н.э. 
Это интересно

Самый старинный из известных артефактов, вышитый золотом, найден в городе Ур, Месопотамия, и датирован 3000-2340 гг. до н.э.

Самое древнее колесо было найдено на территории Месопотамии, и сделано оно было около 55 веков назад.

Самая древняя из известных на Земле карт была выбита на глиняной дощечке, возраст которой - 2300 лет до н.э. Ныне она находится в Художественном музее Кембриджа (штат Массачусетс). Найденная при раскопках в северном Иране в начале 1920-годов, она показывает древнее русло реки Евфрат, протекающей по северу Месопотамии.








































4. Вселенная по представлению древних греков.

Как представляли себе мир греки в VIII в. до н. э., можно судить по поэме фиванского поэта Гесиода «Теогония» (О происхождении богов). Рассказ о возникновении мира он начинает так:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный…
Гея — Земля — родила себе равное ширью
Звёздное небо, Урана, чтоб точно покрыл её всюду.

Небо утверждено на плоской Земле. На чём же тогда держится сама Земля? А ни на чём. Оказывается, под ней простирается огромное пустое пространство - Тартар, ставший тюрьмой для титанов, побеждённых богами.

В представлениях древних греков Вселенная разделялась Землёй на светлую и тёмную части: верхняя была небом, а в нижней царил Эреб — подземный мрак. Считалось, что туда не заглядывает Солнце. Днём оно объезжает небо на колеснице, а ночью плывёт в золотой чаше по окружающему Землю океану к месту восхода. Конечно, такая картина мира не слишком подходила для объяснения движений небесных светил; впрочем, она для этого и не предназначалась.

В Древней Греции, как и в странах Востока, в качестве религиозного и гражданского использовался лунно-солнечный календарь. В нём начало каждого календарного месяца должно было располагаться как можно ближе к новолунию, а средняя продолжительность календарного года -по возможности соответствовать промежутку времени между весенними равноденствиями («тропический год», как его называют сегодня). При этом месяцы по 30 и 29 дней чередовались. Но 12 лунных месяцев примерно на треть месяца короче года. Поэтому, чтобы выполнить второе требование, время от времени приходилось прибегать к интеркаляциям — добавлять в отдельные годы дополнительный, тринадцатый, месяц.

Вставки делались нерегулярно правительством каждого полиса - города-государства. Для этого назначались специальные лица, которые следили за величиной отставания календарного года от солнечного. В разделённой на мелкие государства Греции календари имели местное значение — одних названий месяцев в греческом мире существовало око­ло 400. Математик и музыковед Аристоксен (354—300 до н. э.) писал о календарном беспорядке: «Десятый день месяца у коринфян — это пятый у афинян и восьмой у кого-нибудь ещё».




















































Простой и точный, 19-летний цикл, использовавшийся ещё в Вавилоне, предложил в 433 г. до н. э. афинский астроном Метон. Этот цикл предусматривал вставку семи дополнительных месяцев за 19 лет; его ошибка не превышала двух часов за один цикл.

Земледельцы, связанные с сезонными работами, издревле пользова­лись ещё и звёздным календарём, который не зависел от сложных движений Солнца и Луны. Гесиод в поэ­ме «Труды и дни», указывая своему брату Персу время проведения сельскохозяйственных работ, отмечает их не по лунно-солнечному календарю, а по звёздам:

Лишь на востоке начнут восходить Атлантиды Плеяды,
 Жать поспешай, а начнут заходить — за сев принимайся...
 Вот высоко средь неба уж Сириус встал с Орионом,
Уж начинает Заря розоперстая видеть Арктура, 
Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья.

Таким образом, хорошее знание звёзд­ного неба, которым в современном мире мало кто может похвастаться, древним грекам было необходимо и, очевидно, широко распространено. По-видимому, этой науке детей учили в семьях с раннего возраста.Лунно-солнечный календарь ис­пользовался и в Риме. Но здесь царил ещё больший «календарный произвол». Длина и начало года зависели от понтификов (оплат, pontifices), римских жрецов, которые нередко пользовались своим правом в корыстных целях. Такое положение не могло удовлетворить огромную империю, в которую стремительно превращалось Римское государство. В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь (100—44 до н. э.), исполнявший обязанности не только главы государства, но и верховного жреца, провёл календарную реформу. Новый календарь по его поручению разработал александрийский мате­матик и астроном Созиген, по проис­хождению грек. За основу он взял египетский, чисто солнечный, кален­дарь. Отказ от учёта лунных фаз поз­волил сделать календарь достаточно простым и точным. Этот календарь, названный юлианским, использовался в христианском мире до введения в католических странах в XVI в. уточ­нённого григорианского календаря. Летосчисление по юлианскому календарю началось в 45 г. до н. э. На 1 января перенесли начало года (раньше первым месяцем был март). В благодарность за введение календаря сенат постановил переименовать месяц квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в юлиус — наш июль. В 8 г. н. э. в честь следующего императора, Октавиана Августа, месяц сек-стилис (шестой), был переименован в августус. Когда Тиберию, третьему принцепсу (императору), сенаторы предложили назвать его именем месяц септембр (седьмой), он будто бы отказался, ответив: «А что будет делать тринадцатый принцепс?». Новый календарь оказался чисто гражданским, религиозные праздни­ки в силу традиции по-прежнему справлялись в соответствии с фазами Луны. И в настоящее время праздник Пасхи согласовывается с лунным ка­лендарём, причём для расчёта его даты используется цикл, предложенный ещё Метоном.


























































5.  Ф А Л Е С   И   П Р Е Д С К А З А Н И Е   З А Т М Е Н И Я

Фалёс (конец VII — середина VI в. до н. э.) жил в греческом торговом горо­де Милете, расположенном в Малой Азии. С античных времён историки называют Фалеса «отцом философии». К сожалению, его сочинения до нас не дошли. Известно лишь, что он стремился найти естественные причины явлений, считал началом всего воду и сравнивал Землю с куском дерева, плавающим в воде.

Старше всех вещей — Бог, 
ибо он не рождён.
Прекраснее всего — Космос, ибо он творение Бога.
Быстрее всего — Мысль, 
ибо она бежит без остановки.
Больше всего — Пространство, ибо оно вмешает всё.
Мудрее всего — Время, 
ибо оно обна­руживает всё.
Ищи одну Мудрость.
 Выбирай одно Благо.
(Фалес Милетский.)

Геродот, рассказывая о войне восточных государств Лидии и Мидии, сообщал: «Так с переменным успехом продолжалась эта война, и на шестой год во время одной битвы день превратился в ночь. Это солнечное затмение предсказал ионянам Фалес Милео определил заранее год, в который оно наступит. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то... поспешно заключили мир».

Это затмение, согласно современным расчётам, произошло 28 мая 585 г. до н. э. Чтобы установить периодичность затмений, вавилонским астрологам потребовалось не одно столетие. Вряд ли Фалес мог обладать достаточными данными, чтобы сделать предсказание самостоятельно.

Ещё большую пользу астрономии Фалес принёс как математик. По-видимому, он первым пришёл к мысли о необходимости поиска математических доказательств. Он, например, доказывал теорему о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника, т. е. вещи, на первый взгляд очевидные. Ему важен был не сам результат, а принцип логического построения. Для астрономии весьма существенно и то, что Фалес стал основоположником геометрического изучения углов.

Фалес мог бы первым сказать: «Не знающий математики да не входит в храм астрономии».

















































6.  С И С Т Е М А   М И Р А   П О   П Т О Л Е М Е Ю

Во 2 веке н.э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою "систему мира". Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет.
Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд. Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля - неподвижный центр Вселенной. Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной, его система мира была названа геоцентрической.

Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна,
Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли, - деферентом.
Трудно представить, чтобы в природе совершались такие запутанные движения, да еще вокруг воображаемых точек. Такое искусственное построение потребовалось Птолемею, для того чтобы, основываясь на ложном представлении о неподвижности Земли, расположенной в центре Вселенной, объяснить видимую сложность движения планет.







































7.  С И С Т Е М А   М И Р А   П О   А Р И С Т О Т Е Л Ю

Древнегреческий философ, учёный-энциклопедист. В 367 - 347 гг. - в Академии Платона, сначала как слушатель, затем - как преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. 347 - 344 гг. - годы странствий: в городе Ассе в Троаде (Малая Азия), в Митилене на о.Лесбос; с 343/342 - воспитатель 13-летнего Александра Македонского (вероятно, до 334 г.). Во 2-й афинский период (334 - 323) А. преподаёт в Ликее.

Согласно Аристотелю, для Космоса одновременно движущей, формальной и целевой причиной является бог, или неподвижный перводвигатель, - чистая энергия, не сопряжённая ни с какой материальностью или потенциальностью, сам себя мыслящий ум (нус), запредельный Космосу, существующий не во времени, а в вечности (эон) и в акте непрерывного и моментального творения осуществляющий все космические потенции как объект Эроса, к которому всё стремится как к высшей цели. Доминирующее положение у А. по объёму и детальности разработки занимает "физическая философия" или "наука о природе": от абстрактных принципов природы и теории движения ("Физика") через космологию, теорию элементов ("О небе", "О возникновении и уничтожении" и "Метеорология") к психологическому трактату "О душе" и биологическим работам. Основные принципы натурфилософии А.: невозможность актуально существующей бесконечной величины - отсюда конечность Вселенной; запрет бесконечных причинно-следственных целей - отсюда идея перводвигателя; телеологизм ("бог и природа ничего не делают напрасно"); неприменимость математики к изучению природы; дуализм подлунного мира четырёх элементов (подверженного постоянным изменениям) и надлунного мира квинтэссенции (где все движения являются "совершенными", т.е. круговыми; ), отменяющий всеобщность физических законов; концепция иерархической лестницы природы, в которой каждая высшая ступень имеет ценностное превосходство над низшей; эстетические мотивировки "совершенства" круговых движений светил, сферичности Космоса и т.д.; антикосмогонизм (Аристотель видел свою заслугу в том, что он первым перестал "порождать Вселенную") и переориентация с генетического объяснения на структурный анализ.

Земля, по Аристотелю, - единый центр Вселенной, ограниченный в пространстве и бесконечный во времени; вокруг Земли вращаются особые сферы, в которых закреплены планеты и небо со звёздами. Вселенная ограничена этими концентрическими сферами космоса, по ту сторону, которого не существует тел, а, следовательно, также и пространства, времени и движения. Все вещи определяются своим качественным характером, своим "естественным движением" и своим "естественным местом". Вся докеплеровская астрология базировалась на космологии Аристотеля. Именно от Аристотеля идут концепции четырёх "качеств" (тепло, холод, сухость, влажность) и стихий.













































Это интересно

       Платону приписывают изобретение водяного будильника, 
 который собирал ранним утром учеников академии на лекции и занятия.

       Платон был вегетарианцем.

Аристотель первым в истории начал читать своим ученикам лекции по логике, физике, астрономии, метеорологии, зоологии, метафизике, теологии, психологии, политике, экономике, этике, риторике, поэтике. Ничего этого раньше, до Аристотеля, не существовало. Все сводилось к одному всеохватывающему предмету - философии.

Когда Платон был уже в весьма почтенном возрасте, где-то около восьмидесяти лет, он отдалил от себя Аристотеля, так как не одобрял его манеры одеваться и держать себя. Ведь Аристотель, в отличие от Платона, слишком большое значение придавал одежде и обуви, стриг волосы и любил покрасоваться своими многочисленными кольцами.









































































8. Астрономические представления в Индии

Согласно древним космогоническим представлениям индусов, опорой Вселенной являются многочисленные головы змея Шеши, лежащего на водах Мирового океана, а на ложе из его колец отдыхает хранитель Вишну. В конце каждого космического дня, равного 2160 млн. земных лет, огнедышащие пасти Шеши уничтожают миры, которые творец Брахма отстраивает заново. Другого могущественного змея Васуки грозный разрушитель Шива постоянно носит на себе в качестве священного шнура. 

Сурья-сиддханта (санскр. S ûrya-siddhâ nta) — один из главных индийских астрономических трактатов, так наз. сиддхант (см.). По туземному преданию, он был сообщен людям самим солнцем — Сурья (см.) за 1000 лет до начала периода Третаюга, т. е. за 3027101 лет до Рождества Христова. Нельзя категорически утверждать, что Сурья-сиддханта-сиддханта является древнейшей из прочих сиддхант [По мнению Бентлея, она вошла в употребление в 538 г. нашей эры.], но не подлежит сомнению, что она может служить типичным образчиком индийских астрономических трактатов третьего, нового периода в истории туземной астрономии и сохранила свое значение и влияние до новейшего времени.

Она дошла до нашего времени в полном виде, но в редакции, значительно уклоняющейся от той, которая была известна знаменитому индийскому астроному Варагамигире (см.), как это можно видеть из цитат, им делаемых. В дошедшей до нас редакции Сурья-сиддханта-сиддханта представляет собой стихотворный трактат, писанный двустишиями и распадающийся на четырнадцать глав. Здесь идет речь о разделении времени, об обращении солнца, луны, планет и неподвижных звезд вокруг Земли, о причинах неправильностей в обращении Меркурия и Венеры (невидимые существа пересекают зодиак и притягивают к себе планеты веревками, свитыми из воздуха), об апогеях луны, солнца, планет, об узлах луны и планет, о способах измерять время, вычислять положения и движения, небесных светил, определять расстояние восходящего и заходящего солнца от восточной или западной точки горизонта, отыскивать по тени гномона во время равноденствия широту места, определять высоту солнца в любой час дня, о лунных и солнечных затмениях, о разных соединениях планет и неподвижных звезд, о теории восходов и заходов солнца и луны, об астрономических приборах и инструментах.

Древнее брахманское представление мира в виде яйца удерживается, но Земля уже представляется не в виде плоскости, разделяющей яйцо пополам, а в виде шара, парящего посередине яйца; вокруг нее описывают свои пути светила. На северном полюсе помещена золотая гора Меру — жилище богов; гора эта проходит сквозь всю землю и выходит на южном полюсе в виде другой горы Меру — жилища демонов-асуров. Над каждым полюсом по полярной звезде: северной и южной. Ад с его подразделениями заключен в центре земного шара. Есть также указания астрологического характера. Сурья-сиддханта-сиддханта в течение столетий имела громадный авторитет в глазах индусов во всех астрономических вопросах. Содержание ее, в общем, то же, которое представляла греческая астрономическая наука. Но есть в ней и специальные индийские черты, чисто баснословного характера: громадные мировые периоды (юга, кальпа), представление апогеев, соединений и узлов в виде особых личных существ и т. д. Сурья-сиддханта-сиддханта издавалась в Индии много раз.

Это интересно

Древние индусы говорили детям, давая представление о Вселенной: "Когда будет полностью сточен огромный кристалл алмаза, к которому раз в тысячелетие прилетает мудрый ворон, чтобы поточить клюв, то тогда проходит одно-единственное мгновение Вечности.

Прообраз шахмат, придуманный в Древней Индии, назывался «чатуранга» и поддерживал многопользовательскую игру для четырех человек.

Змея рингал, обитающая в Индии и южной Африке, способна с расстояния пяти метров плюнуть ослепляющим ядом прямо в глаза приближающемуся к ней человеку.

Алмазы были впервые использованы в Индии в 500-м году до нашей эры.

В Индии принято есть пальцами, но только правой руки. Считается, что кончики пальцев очень чувствительны, и они отправят пищу в рот при такой температуре, когда вкус ее будет наилучшим. Испачканные едой пальцы принято обмывать в специальной мисочке, поставленной на столе.

Индийские биологи, проводя исследование в далеких тропических лесах на северо-востоке страны,
обнаружили редкое лечебное растение, которое в последний раз видели 115 лет назад.
Работая в штате Арунчал Прадеш на границе с Китаем, биологи натолкнулись на вид Begonia Tessaricarpa,
сообщает в своем последнем номер индийский научный журнал Current Science.
Когда была совершена находка, в статье не уточняется.
Раньше местные племена считали это растение целебным и использовали его для лечения желудка и обезвоживания.
Его сок также применялся для отпугивания пиявок.
Растение впервые упомянуто британским ученым Кларком в 1879 году, а затем в 1890.































































































































9. Обсерватория древних майя

Астрономы майя проводили наблюдения за небесными светилами из каменных обсерваторий, которые были во многих городах — Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице... Среди них особо выделяется своими размерами Караколь — обсерватория в городе Чичен-Ица.

«Караколь» в переводе с испанского — «раковина улитки». Это грандиозное сооружение представляет собой высокую округлую башню, стоящую на двухступенчатой прямоугольной платформе. По словам ученого-майяниста Эрика Томпсона, она немного похожа на «двухъярусный свадебный торт, водруженный на коробку, в которой его принесли».

 Спиральная лестница внутри башни выводит в верхнее помещение, из которого можно наблюдать за небом. Квадратные окна смотрят на точки восхода и захода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. 

Астрономические расчеты жрецов майя отличались невероятной точностью. Исследуя руины древнего города Копана, археологи обнаружили две каменные стелы. Они были расположены друг против друга на вершинах холмов, которые замыкали с запада и востока долину Копана.

Если смотреть от одной из стел, то можно установить, что солнце заходит прямо за вторую всего два раза в году: 12 апреля и 7 сентября. Первая дата приходится на самый конец сухого сезона. Поэтому когда вечером 12 апреля солнце заходило прямо за стелу, по всей долине рассылались гонцы, извещавшие земледельцев о том, что боги приказали начать выжигание полей утром следующего дня.

Когда города майя освобождались от джунглей, археологи обращали внимание на то, что расположение зданий имело для майя очень большое значение.

Нередко важные части храмов (например, «коньки» крыш) были ориентированы таким образом, что их положение обозначало восход, кульминацию и закат тех или иных небесных светил.

Другой пример — пирамида Кукулькан в городе Чичен-Ица, являющая собой гигантский каменный календарь с потрясающим эффектом в дни весеннего и осеннего равноденствия. Таких астрономически выверенных сооружений не счесть на земле майя!

Для майя астрономия была не абстрактной наукой. В условиях тропиков (где нет резко обозначенных природой времен года, а продолжительность дня и ночи всегда остается почти неизменной) астрономия служила практическим целям. От жрецов-астрономов шли указания о начале тех или иных сельскохозяйственных работ.

В строго определенный день в густом тропическом лесу майя вырубали деревья, а после их высыхания — сжигали. Затем образовавшиеся поля засевали кукурузой (это — так называемый подсечно-огневой метод земледелия).

Сделать все нужно было в самом конце сухого периода и без затяжек. Иначе помешают тропические ливни, продолжающиеся здесь пять-шесть месяцев подряд.

Ошибка в несколько дней могла стать роковой для всего цикла работ. 

Год у майя начинался с 23 декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, и делился на 18 месяцев (по 20 дней). Первый месяц года назывался «ЙАШ-КИН» — «новое солнце» (после зимнего солнцестояния солнце как бы заново рождается).

Названия других месяцев довольно ясно намекают на те сельскохозяйственные работы, которые следовало проводить. Например,

«МОЛЬ» — «сбор» (по-видимому, уборка урожая кукурузы),

«МУАН» — «облачный» (наступает сезон дождей),

«КЕХ» — «олень» (начало сезона охоты) и т.д.

«ПОП» — «циновка»(месяц рубки деревьев)

«СОЦ» — «летучая мышь» (зима)

Календарь майя, несмотря на свою древность, удивительно точен. По современным расчётам, длина солнечного года составляет 365,2422 дня, тогда как майя на вершинах своих пирамид вычислили его длину в 365,2420 дня. Разница — всего две десятитысячных!

И это рассчитано за тысячи лет до того, как другие астрономы, располагая более совершенными средствами вычисления, смогли достичь похожего результата!

Для составления столь точного календаря, по мнению ученых, потребовалось бы наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десяти тысяч лет!   

Это интересно

 Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114 года до н.э.

Майя ангину называли "томатное горло".

У майя жареные цветы тыквы были деликатесом.

















































































































































10. Представление о мире в средневековье

Технический прогресс в изготовлении приборов для измерений невооруженным глазом привел к созданию более точных таблиц движения планет, а развитие вычислительных методов позволило точнее определять теоретические значения. Однако при этом выяснилось, что согласие между теорией и наблюдениями не очень хорошее. Было немало споров о том, как выйти из этого положения, но основная схема Птолемея, представляющая движение планет вокруг Земли с помощью комбинации равномерно вращающихся окружностей, сохранилась вплоть до Возрождения. 

В Римской империи астрономия не развивалась. Хотя римляне достигли большого прогресса в политике, юриспруденции, риторике и технике, теорию и наблюдения в астрономии они почти не продвинули. После распада империи и нашествия варваров астрономия на Западе стала угасать. Она еще существовала в виде копий старых работ, но механическое переписывание сопровождалось множеством ошибок. Разработка календаря стала большой проблемой, и даже такое рутинное, но нужное дело, как определение основанных на лунном календаре дат религиозных праздников (например, Пасхи), было доступно лишь немногим образованным людям. Каталоги и рассчитанные Птолемеем таблицы сохранились, но все меньше и меньше людей понимало их и могло использовать. Те немногие, кто еще проводил наблюдения и фиксировал астрономические события, пользовались солнечными часами и простейшими приборами. 

В то время как астрономия угасала в Европе после падения Рима, эта эллинистическая наука пустила мощные корни в соседних культурах Центральной Азии, а также достигла Индии. Были построены многочисленные обсерватории, крупнейшей из которых стала обсерватория Улугбека в Самарканде. Ученые Среднего Востока владели всеми астрономическими знаниями той эпохи, исправляли и дополняли методы и технику Птолемея. 

Даже после 12 в., когда некоторые работы Аристотеля были открыты заново и в Европе начались интеллектуально наполненные времена схоластики, астрономия оставалась в упадке. Тем не менее, популярными стали космологические темы, касающиеся общего строения и движения Вселенной. 

Основой этого периода средневековой мысли были сочинения Аристотеля, к которым теологи и ученые написали множество комментариев. Вместе с Библией и трудами отцов церкви работы Аристотеля стали основой обучения. Предметом пылких дискуссий стало устройство сфер Евдокса и физические принципы их движения, возможная множественность миров и даже природа Луны. Эти дискуссии подготовили образованный Запад к интеллектуальному взлету Возрождения, наступившему в 14 в., когда сохранившиеся в арабских странах античные знания хлынули в Европу. Наконец-то европейские астрономы смогли прочитать Птолемея, Аристотеля и других ученых древности в полном объеме и, что особенно важно, увидеть полную картину развития античной астрономии.

Мухаммед Тарагай Улугбек

Улугбек (22.3.1394 — 27.10.1449), узбекский астроном и математик. Внук Тимура. В 1409 был объявлен правителем Самарканда, а после смерти своего отца Шахруха (1447) стал главой династии Тимуридов. Наукой Улугбек начал увлекаться ещё в молодости; расширению его умственного кругозора способствовала собранная Шахрухом богатая библиотека, в которой он проводил большую часть своего времени. Улугбек любил поэзию, занимался историей, однако основное внимание его было сосредоточено на занятиях астрономией.

 Улугбек привлек в Самарканд выдающихся учёных своего времени, с помощью которых построил там обсерваторию; по своему оснащению и по результатам проведённых работ она не имела себе равных ни в эпоху Улугбек, ни много позднее. Научная и просветительская деятельность Улугбек вызвала недовольство мусульманского духовенства и реакционных феодалов, обвинявших его в ереси и организовавших против него заговор. Улугбек был предательски убит.

Обсерватория Улугбека, одна из крупнейших обсерваторий средних веков, построенная Улугбеком вблизи Самарканда около 1430. Её остатки, открытые В. М. Вяткиным в 1908, были окончательно раскопаны В. А. Шишкиным в 1948. Обнаружены руины нижней части стены круглого здания диаметром около 46 м, которое вмещало грандиозный мраморный секстант (возможно квадрант) с радиусом 40,2 м, установленный в плоскости меридиана. Сохранилась лишь нижняя часть дуги инструмента длиной в 32°, разделённая на градусы.

Инструмент установлен в вырубленной в скале траншее шириной около 2 м и глубиной 11 м. Часть его возвышалась над поверхностью земли. Он состоял из двух параллельных каменных дуг, облицованных мраморными плитами соответствующей кривизны. Употреблялся для определения астрономических постоянных и координат Солнца, Луны и планет в моменты прохождения их через меридиан. Звёзды наблюдались инструментами (не сохранились) меньших размеров.

Важнейший труд, выполненный на обсерватории, —так называемые «Новые астрономические таблицы» («Зидж-и джедид-и Гурагони») — содержит изложение теоретических основ астрономии и каталог положений 1018 звёзд (издан в Оксфорде в 1665), определённых впервые после Гиппарха и с точностью, остававшейся непревзойдённой до наблюдений Тихо Браге. Каталог звёзд, планетные таблицы, а также определение наклона эклиптики к экватору, годичной прецессии и продолжительности тропического года имели большое значение для развития астрономии. Улугбека обсерватория была разрушена вскоре после смерти Улугбека в 1449.

Это интересно

Узбекистан наряду с Лихтенштейном являются единственными в мире странами, даже соседи которых не имеют выходов в океан. Старейшим городам Узбекистана более 2500 лет..
Узбекистан второй в мире экспортёр хлопка.
Узбекистан  -  единственная в мире страна, названия всех соседей которой оканчивается на "стан".



































































































11. Астрономия в эпоху Возрождения

Развитие науки в XIVXVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного, рационального познания мира, взамен религиозному познанию, которому следовало христианство средних веков.

Книга Коперника “Об обращениях небесных сфер”, труд всей его жизни, была опубликована в 1543 г., незадолго до смерти ученого, В этом сочинении Коперник математически разработал идею о движениях Земли и положил начало новой астрономии. Созданная им система мира называется гелиоцентрической. В ее основе лежали следующие утверждения: 1) в центре  

мира находится Солнце (по-гречески -гелиос), а не Земля; 2) шарообразная Земля вращается вокруг своей оси и это вращение объясняет кажущееся суточное движение всех светил; 3) Земля, как и все другие планеты, обращается вокруг Солнца и это обращение объясняет видимое движение Солнца среди звезд; 4) все движения представляются в виде комбинации равномерных круговых движений; 5) кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле.Кроме того, Коперник считал, что Луна движется вокруг Земли, и как спутник, вместе с Землей, - вокруг Солнца.

Исходя из наблюдательных данных, Коперник прежде всего пришел к заключению, что все планеты, в том числе и Земля, движутся вокруг Солнца примерно в одной и той же плоскости. Только при этом условии видимые с Земли пути планет на небе могут  располагаться вблизи эклиптики.

Так как Меркурий и Венера в своих видимых движениях не отходят далеко от Солнца, 

чем орбита Земли. При этом Венера находится дальше от Солнца, 

чем Меркурий, так как ее видимые отклонения от Солнца больше. 

Остальные планеты обращаются вокруг Солнца на более далеком расстоянии, чем Земля. Ближе всех к Земле расположен Марс, так как его видимое движение среди звезд самое быстрое. Затем следует более “медленный” Юпитер и совсем “медленный” Сатурн.

Коперник впервые в астрономии дал правильный план строения Солнечной системы, определив относительные расстояния планет от Солнца (в единицах расстояния Земли  от Солнца) и вычислив периоды их обращений вокруг него. Объяснения видимых  движений планет Коперником, хотя его третье и четвертое утверждения и неверны,  просты и естественны, и в своей основе не противоречат научному объяснению этих  явлений современной астрономией.

Суточное вращение всех небесных светил Коперник правильно считал явлением  кажущимся и объяснял его вращением Земли вокруг своей оси. Годичное движение  Солнца по эклиптике Коперник также считал лишь видимым движением, вызванным  действительным движением Земли в пространстве вокруг Солнца. Так как звезды  находятся от Земли гораздо дальше, чем Солнце, то при движении Земли вокруг него  оно кажется нам перемещающимся среди неподвижных звезд всегда в одном и: том же  направлении. Наконец, сложные видимые прямые и попятные движения планет  объяснялись Коперником как результат сочетания двух действительных движений -  движения планеты и движения Земли по их орбитам вокруг Солнца.




































































































Галилео Галилей

Итальянский физик, математик и астроном, один из основоположников современного экспериментально-теоретического естествознания. Опроверг ошибочные положения динамики Аристотеля и заложил основы классической механики. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Поначалу приверженец, затем противник астрологии. В молодости был практикующим астрологом, но потерпел на этом поприще болезненное поражение. Он предсказал долгую и счастливую жизнь своему покровителю герцогу Тосканскому, который умер через две недели после предсказания. После этого Галилей стал отрицать истинность астрологии, хотя на основании собственного гороскопа предвидел у себя тяжёлую глазную болезнь, которая действительно поразила его в зрелые годы (в 1637 году он ослеп).

Галилей учился в Пизанском университете. В 1589 г. получил кафедру математики в Пизе, в 1592 г. - в Падуе. Первые астрономические наблюдения Галилей произвёл в 1604 г.; сконструировал в 1609 г. подзорную трубу (телескоп). С 1611 г. - член Академии Деи Линчеи. Галилей открыл четыре спутника Юпитера, законы обращения Луны, лунный пепельный свет, горы на Луне, пятна на Солнце, вращение Солнца вокруг оси, фазы Венеры, выступ (впоследствии было выяснено, что это кольцо) у Сатурна. Установил, что Млечный Путь состоит из большого количества отдельных звёзд. Труды Галилея подтверждали правильность учения Н.Коперника о гелиоцентрической системе мира. Г. заложил основы классической динамики, выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл параллелограмм сил и изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок, сконструировал первый телескоп.

Галилей развивал принципы механистического материализма. Он предложил идею материальной субстанции как единой неизменной основы природы, обладающей определённой структурой и требующей для своего описания исключительно механико-математических средств - "фигур, чисел и движений".

Активно защищал гелиоцентричную систему мира, за  что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отрёчься от учения Н. Коперника. Конец жизни провел в ссылке.  Лишь через 340 лет после смерти Галилея папа Иоанн Павел II признал  преследования  учёного   несправедливыми и снял с него обвинения.
На этом самая древняя часть истории астрономии завершена.


12. Важнейшие события в истории астрономии

4000 г. до н.э.  -  Создание мегалитической обсерватории Стоунхендж.

1100 г. до н.э.  - Измерение наклона эклиптики к экватору (Китай).

240 г. до н.э.  - Расчет размеров Земли (Эратосфен).

140 г. до н.э.  -Определение расстояния до Луны, составление каталога положений и  яркости звезд (Гиппарх)                                                    

46 г.   -Введение в Риме календаря (Юлий Цезарь).

1515 г. - Публикация труда о гелиоцентрической системе мира (Коперник).

1582 г -Введение 15 октября григорианского календаря (новый стиль).

1609 г-Первые телескопические наблюдения (Галилей).

1668 г -Создание модели рефлектора (Ньютон).

1676 г .  -Вычисление скорости света в результате наблюдения за спутниками  Юпитера (Ремер).

1687 г.   -Публикация основ механики (Ньютон).

1761 г.  -Открытие атмосферы на Венере (Ломоносов).

1781 г. -Открытие Урана (Гершель).

1814 г.   -Описание линий поглощения в спектре Солнца (Фраунгофер).

1846 г. -Открытие Нептуна.

1868 г. -Обнаружение периодичности появления солнечных пятен (Швабе).

1905-1916 г.г. -Создание специальной теории относительности (Эйнштейн).

1923 г. -Определение расстояния до ближайших галактик.

1929 г. -Открытие закона расширения Вселенной (Хаббл).

1957 г. -Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. 

1965 г. -Открытие реликтового излучения Вселенной.





































































                      АСТРОНОМИЯ


Используются технологии uCoz