Мемориальный дом - музей академика С.П. Королёва



27 февраля небольшой группой из 40 человек  мы отправились в очередное путешествие.
 На этот раз наша цель - знакомство с жизнью удивительного человека  - Сергея Павловича Королёва.

Недалеко от станции метро «ВДНХ», в шестом Останкинском переулке стоит небольшой двухэтажный особняк. В этом доме с ноября 1959 по январь 1966 г.  жил Главный конструктор ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики академик Сергей Павлович Королев (1907–1966).

Дом строился по проекту архитектора Р.И. Семерджиева в течение 1958–1959 гг. и был подарен Советским правительством С.П. Королеву за успешное создание и запуск в Советском Союзе первого в мире Искусственного спутника Земли.

Имя ученого чтимо в нашей стране и за рубежом, увековечено на Земле и в Космосе. Одним из лучших памятников Главному конструктору стал Мемориальный Дом–музей академика С.П. Королева в Останкино. 

Дом–музей был открыт 1 августа 1975 года. Двухэтажный дом с верандами, террасами и большими окнами – эркерами окружен садом (0,8 га). Здесь растут могучие реликтовые дубы, сохранившиеся от Останкинской дубравы, деревья и кустарники, посаженные в начале 60-х гг., 
в глубине сада – изящная беседка.

В доме сохранено все так, как было при жизни С.П. Королева. Музей уникален подлинностью своих экспонатов. А их в экспозиции и в закрытых фондах около 17 тысяч единиц. Это личные вещи Сергея Павловича, документы, письма, фотографии, мебель, предметы быта, произведения изобразительного искусства, научно-техническая и художественная библиотеки, только книг с дарственными надписями от авторов более двухсот. Среди авторов А.Л. Чижевский, П.Л. Капица, А.А. Гагарин, Г.С.  Твардовский.

На первом этаже, в гостиной – великолепное пианино фирмы «Steinway & sonc» – подарок Сергея Павловича  жене, игру и пение которой он так любил слушать. Часто бывая в экспедициях, он тосковал по дому, где ждали его тепло, уют и любовь жены и друга. Вот строчки из письма С.П. Королева с космодрома Байконур к Нине Ивановне от 7 октября 1964 г.: «Мой родной! Как хочется скорее и хорошо пройти нам вместе эти дни и недели и снова встретиться в нашем милом доме!»

Все, чем располагает музей, передано на государственное хранение вдовой академика Ниной Ивановной Королевой (1920-1999 гг.). Она стала единственным фондообразователем Дома–музея и в течение 25 лет была его главным консультантом. 

В экспозиции представлено более 3-х тысяч единиц хранения. Около 14-ти тысяч экспонатов, в том числе уникальный архив, хранятся в запасниках. Есть опыт показа этих материалов на выставках. В частности около 1000 экспонатов было впервые представлено на выставке в Малом манеже (1997 г.), посвященной 90-летию со дня рождения С.П. Королева. В экспозиции были личные вещи Сергея Павловича – его кожаная куртка, летние очки, шлем, пилотское свидетельство, напоминающие о том, что Главный конструктор ракетно-космических систем в молодости не раз сам испытывал планеры и самолеты собственной конструкции и летательные аппараты своих товарищей.

Мемориальные дома-музеи, как остановившееся мгновение, рассказывают не только о Герое, но и о времени, естественным отражением которого является быт. И архитектура, и внутреннее убранство дома С.П. Королева – это частичка истории культуры быта России 50-60-х гг. XX века.



При жизни С.П. Королева лишь немногие знали, что за конкретный человек скрыт под таинственным, почти магическим титулом «Главный конструктор». После смерти С.П. Королев стал известен всему миру как замечательная историческая личность.

"В памяти человечества яркий и памятный след оставляют ученые, с именами которых связаны новые направления научных исследований, рождение новых областей человеческой деятельности. XX век открыл, эру освоения человеком космоса. И если основоположником теоретической космонавтики на пороге нашего столетия был Константин Эдуардович Циолковский, то основоположником практической космонавтики, фактическим создателем ее является наш современник и соотечественник Сергей Павлович Королев".

Академик Б.В. Раушенбах

С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (Украина) в семье учителей. Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Сережу отправили в Нежин к бабушке и дедушке.

С 1917 жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу, Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты:планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта,— показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации —Группы изучения реактивного движения (ГИРД).

 В апреле 1932 она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную—217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную—212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 С. П. Королёв был арестован по ложному обвинению и без суда приговорен к 10 годам исправительных работ. В 1939 попал на Колыму на золотой прииск Мальдяк, где был занят на т. н. «общих работах» — при помощи шанцевого инструмента извлекал золотоносный грунт. Осенью 1940 он был переведён в новое место заключения — московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключенного, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 в другое КБ тюремного типа —ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза « Шлёпнут без некролога…»

В августе 1946 года С. П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв, где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км.

В 1948 С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.


В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.
В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.




В 1955 (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв,М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества». — сказал позже С. П. Королёв.

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль « Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. 

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле « Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей « Восток-3 » и « Восток-4 », пилотируемых космонавтами А. Н. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.
На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях « Восток-5» и « Восток-6 » с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полёта в космосе женщины.
За ними — с 12 по 13 октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле « Восход ». 18 марта 1965 г. во время полёта на корабле « Восход-2 » с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.
Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы космонавтика, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. После смерти 14 февраля 1966 г. урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
          Летопись 2007-2008  


Используются технологии uCoz