Мачу - Пикчу
В 120 км северо-западнее древней столицы империи инков - города Куско, впоследствии ставшего столицей вице-королевства и давшего название одноименному департаменту, на высоте 2900 метров над уровнем океана находятся развалины древнего города возле горы Мачу-Пикчу. Мачу-Пикчу, отделено от остального мира обрывами высотой около 700 м. Оно расположено на краю глубокой пропасти, основания которой омывает река Урубамба. Название Мачу-Пикчу на языке кечуа означает Старая гора. Поблизости находится другая гора Уайна-Пикчу (Молодая гора), которую иногда называют Сторожевой башней. Начало строительства города относится примерно к 1600 году до нашей эры, когда уже существовали другие высокоразвитые государства и культуры Египта, Крита, Греции, Китая. В разное время тут были различные государства, которые канули в историю, сменяя друг друга. Покинут город был в конце первого тысячелетия новой эры.
  
Главная часть исторического города занимает территорию 7 квадратных километров. Это целый комплекс из 25 объектов. Развалины города тоже получили название Мачу-Пикчу. Здесь находятся руины храма Солнца, строения городских служб, дома храмовых служительниц девственниц - эскохидас. Рядом священная площадь, храм трёх окон, акведуки, пробитые в камне, более сотни лестниц и множество других объектов. Многие здания были построены из мрамора.  
Наибольший интерес посетителей обычно привлекает камень Солнца - Интиуатана, служивший инкам солнечными часами. С помощью Интиуатана они определяли время суток и годы; от него зависели начало сезонных сельскохозяйственных работ, объявление войны или начало праздников.
В верхней, боковой части соседней горы, обращённой к развалинам города, просматриваются горизонтальные полосы с вертикальными и горизонтальными линиями, которые напоминают древний орнамент индейцев. Известно, что у инков имелся до конца неразгаданный орнамент-письменность, состоящий из прямоугольников, квадратов и ступенчатых линий. Они встречаются в Перу на некоторых деревянных и глиняных кубках индейцев керос.  
Исследования показывают, что внутри горы Уайна-Пикчу имеется большое пустотное помещение, от которого вверх и вниз идут подземные ходы. У основания горы имелся вход, ведущий к пещере в центре горы. Сейчас он замурован.  

Предположительно в этой пещере могут находиться древние артефакты. Над пещерой в своё время находилось смотровое отверстие, что и дало название горе - Смотровая башня. Кроме того, со стороны города на Уайна-Пикчу при определённом угле освещения просматривается фигура мужчины почти во высоту горы.
Испанские конкистадоры, захватившие в XVI веке территорию современного Перу, так и не смогли обнаружить эту крепость, в которой укрылись инки, не желавшие подчиниться иноземному господству. Более трехсот лет Мачу-Пикчу был в полном смысле слова "потерянным городом", поскольку никто не подозревал о его существовании. Считают, что последние обитатели Мачу-Пикчу скончались к началу XVII века. А открыт он был американцем Хирамом Бингемом только 24 июля 1911 года. Произведенные под руководством этого ученого четырёхлетние раскопки и работы по очистке территории от растительности позволили увидеть построенные на горном склоне сотни каменных зданий и множество других сооружений - лестницы, переходы, пещеры. Все это и образовало хорошо защищенный город-крепость, о происхождении которого споры продолжаются и по сей день. Бингем не только открыл Мачу-Пикчу, но и вывез из Перу 3 тысячи золотых изделий инкской цивилизации, хранящихся ныне в музее Йельского университета (США).

В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу инкские каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингхем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение.

Сходство этой башни с закругленной секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Из-за того, что сама башня и прилегающие к ней строения очень похожи на средневековую крепость, перуанцы позже назвали весь этот комплекс Эль-Торреон («бастион»), но главное его предназначение, несомненно, было чисто религиозным. Башня была возведена вокруг непотревоженного куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь. Под башней находится грот. Бингхем предполагал, что в нем находятся мумии правителей инков, но ученые считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий. После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался еще четыре столетия назад. Лестница перед Домом принцессы ведет к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещениям солнца во время зимнего солнцестояния.

Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трехстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста».

Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских каменщиков: два громадных блока ее фундамента с вырезанными 32 углами в трех измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам. Может быть, самым заманчивым из всех построек в Мачу Пикчу является расположенный в восточной части площади «Храм трех окон». Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами. Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причем в нем должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведет свое происхождение». Бингхем считал, что здесь как раз и находится это место. К сожалению, такое заманчивое предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу Пикчу относится к позднему инкскому периоду.

От Священной площади по гранитному склону с террасами, под длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы, там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»). Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и „привязать“ его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием».

Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия. По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились.

Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели прежде всего стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.

Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть.

                                      Старые и новые чудеса света


Используются технологии uCoz