|
Мавзолей в Галикарнасе был
современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера
принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того
времени.
В
отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии
Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и
строительные приемы, несет в себе явное влияние восточной архитектуры -
прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у
мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии
возводились в разных районах Ближнего Востока.
Впервые в
греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний
этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние
колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.
Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти
локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие
либо меньшие цифры.
Архитекторы построили усыпальницу
галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж
которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта
громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и
высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора,
отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого
этажа шел фриз - битва эллинов с амазонками -
“Амазономахия” работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там
работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей.
Во
втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей
же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в
колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола и
Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих
всадников.
Мавзолей знаменовал собой
закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком
богат и торжественен, чтобы стать по-настоящестоял в
центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден
издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса -
колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые
стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.
Он стал так
знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы.
Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял
почти две тысячи лет.
|