Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина


День выдался промозглый, ветренный, но нас согревало предчувствие встречи  с прекрасным. Нас маловато, но это только потому, что каникулы и многие разъехались к родным и близким, с которыми тоже надо повидаться.
Знакомство с экспонатами музея мы начали с Искусства Древнего Египта.
Собрание искусства Древнего Египта включает уникальную коллекцию подлинников, собранную В.С.Голенищевым (более 6000 памятников) и полученную Музеем от государства в 1909-1911 годах. В дальнейшем в Музей были переданы частные собрания А.В.Живаго (поступившее в 1940 г. согласно завещанию) и историка искусства А.В.Прахова (приобретенное Музеем у его сына в 1940 г.).
Собрание произведений древнеегипетского искусства отличается большой полнотой. В нем представлены все этапы развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.) вплоть до коптского (IV-VII вв. н.э.). Выдающимися памятниками представлен в собрании музея период Нового Царства (XVII–XII вв. до н.э.), отмеченный высоким подъемом художественного ремесла. Мировой известностью пользуется музейная коллекция так называемых фаюмских портретов (I-III вв.), демонстрирующих синтез древнеегипетских и эллинистическо-римских традиций.
Египетский зал Музея изобразительных искусств
Зал Древнего Египта построен по образцу колонного зала храма фараона Аменхотепа III в Луксоре (15 в. до н. э.). Колонны в виде связок папируса поддерживают потолок, расписанный как ночное небо. В этом зале экспонируется около 1000 древнеегипетских памятников : саркофаги, статуи, статуэтки, рельефы, стелы, сосуды, мумии людей и животных, украшения, печати в идее священных жуков-скарабеев, амулеты. Египетский зал Музея изобразительных искусств гордо именуется первым залом.
  Посетители приходят в музей по торжественной лестнице, проходят светлые залы античного искусства и попадают в темный зал с черными стенами, где окна занавешены черными шторами. Верхнего света в зале нет, экспонаты освещены боковым светом. Знакомство с музеем начинается здесь. Для взрослого человека может быть несколько мрачновато, но не для ребенка. Ребята словно попадают в ту самую таинственную "черную комнату" из своих детских страшных рассказов. Они ожидают увидеть "черного, черного человека", что и происходит.
Египет. Среднее царство. ХII династия, ХIХ в.до н.э.
Серый гранит. Высота 29 см
Поступила в 1911 году из собрания В.С.Голенищева.

Статуя фараона Аменемхета III является замечательным образцом египетского скульптурного портрета периода его расцвета. Памятник сохранился не полностью — нижняя часть фигуры утрачена. Фараон представлен застывшим и неподвижным в торжественной фронтальной позе. На его голове — полосатый платок клафт со священной змеей-уреем на лбу, охранителем власти царя. В облике фараона скульптор соединяет конкретные портретные качества с идеальными обобщенными чертами, в чем проявляется наиболее характерная черта египетского скульптурного портрета.



Что было самое главное в жизни египтянина? Как ни парадоксально звучит для современного человека - это приготовление к смерти, то есть к загробной жизни. Сейчас общество предпочитает таинственному завтра девиз "здесь и сейчас", в то время как египтянин с самого рождения больше всего значения придавал своей смерти. Смерть означает встречу с богами и жизнь вечную, которая значительно длиннее и важнее краткого мига нахождения на земле. Следовательно, вещей для загробной жизни надо больше, они должны быть лучшего качества. Многие предметы в экспозиции - находки из захоронений. Представьте себе - мертвому египтянину для полноценной загробной жизни нужна была хорошая посуда с едой, талисманы-амулеты, драгоценности, личные вещи, фигурки богов и много другое. А также письменные доказательства того, что жизнь земную он прожил достойно - папирусы с жизнеописанием, настенные росписи и рельефы. Все это и представлено в Египетском зале.


Несмотря на то, что в экспозиции предметов достаточно, сложно отметить большое их разнообразие. Дело в том, что все происходящее Древнем Египте подчинялось строгим правилам, в том числе и творчество. Изображать человека следовало в соответствии с каноном: голова в профиль, глаз ан фас, плечи ан фас, ноги в шаге в профиль. Таким образом, фигуры фараонов, жрецов, вельмож похожи друг на друга и даже на богов. Различие в головных уборах, и собственно в головах, так как некоторые боги изображались как люди с головами животных. Большинство рельефов выполнены на погребальную тематику. Скульптура представляет собой статуэтки людей и животных. Милые анималистические фигурки изображают богов: собака - бог бальзамирования Амубис, змея-кобра - богиня Уаджет, ибис - бог Тот, козел - бог Хаум, кошка - Баста, так же - обезьяны, соколы, медведи.
Египет. Новое царство. XVIII династия, XV в.до н.э.
Эбеновое дерево, инкрустация золотом и пастой, серебрение. Высота 40; 39 см
Поступили в 1911 году из собрания В.С.Голенищева

Портретные статуэтки Аменхотепа и Раннаи относятся к числу шедевров музейного собрания. Как следует из надписей на постаментах, Аменхотеп и Ранная жили в Фивах в ХУ веке до н.э. и были жрецами заупокойного культа фараона Тутмеса 1 в храме Амона-Ра в Карнаке. Скульптор тонко передает фактуру тканей — накрахмаленный передник-схенти Аменхотепа и тонкое длинное платье, облегающее фигуру Раннаи. На шее у жрицы — золотое ожерелье, на руках — браслеты. Выполненные из эбенового (черного) дерева фигурки некогда были покрыты слоем истертого в порошок серебра и служили приношением в храм.

 Подуставшие ( 1,5 часа слушали необыкновенно интересный рассказ экскурсовода Екатерины Валерьевны Куракиной). Время обеденное, вид этой торговой точки разжёг в нас аппетит. В метро мы окончательно решили, что надо посетить кафе.
Усталость, как рукой сняло.
Наши фантазии. Ну вот поели, теперь можно и ... домой.
      Летопись 2007-2008


Используются технологии uCoz