Статуи острова Пасхи
Расположенный в южной части Тихого океана между Чили и Таити, Остров Пасхи - один из самых изолированных населенных островов в мире.
Миллионы лет его населяли только стрекозы и морские птицы. Приблизительно треугольной формы и площадью в 64 квадратных мили, остров сформировался после серии огромных вулканических извержений.
Вулканические конусы и сегодня можно обнаружить в любой точке острова.
Крутые откосы острова позволяют заметить его издалека подобно маяку, и именно горы-вулканы, видимо, и были замечены группой полинезийских мореплавателей. Как говорит легенда Хоту Матуа, первые поселенцы высадились на самом красивом бело-песчаном берегу острова - Анакена.
 Именно отсюда началось заселение этого участка суши. О том, что берег Анакена стал наиболее важным район острова свидетельствует тот факт, что именно здесь находится одна из лучших коллекций Моаи (каменных статуй) - Аху Наунау. Переселенцы стали создавать здесь деревни.
Дома строились необычной эллиптической формы, а многие сооружали себе жилища из перевернутых вверх дном лодок. Сотни следов таких поселений были обнаружены в 1800 г., но большая их часть была уничтожена миссионерами.
В действительности, миссионеры нанесли даже больший ущерб истории острова, чем перуанские работорговцы, которые позже прибыли на эти земли.
Миссионеры уничтожили не только деревянные скульптуры и религиозные артефакты, но и очень важные письменные дощечки Ронго-Ронго, которые содержали записи древнего языка Рапа Нуи.
Несколько таких дощечек сохранилось, но до сих пор никто не смог их расшифровать.
Когда первые жители высадились на остров, он был покрыт бурной растительностью, в частности гигантскими пальмами, которые использовались для строительства домов и лодок. Плодородная вулканическая почва обеспечивала жителям обильный урожай, и постепенно население острова возросло до 7-9 тыс. человек.
Обитатели делились на различные кланы, группы, общины, но все сообщества острова одинаково увлеченно строили огромные статуи и поклонялись им...
Почему жители острова были так одержимы созданием статуй - до сих пор окутано тайной мрака... Зато достоверно известно, где и как они возникали - каждый Моаи рождался из массивной кальдеры вулкана.
Мягкий вулканический туф был прекрасным материалом для резки статуй. Каменные резчики были весьма изобретательны, максимально используя все секции скалы. Если в скале обнаруживался какой-то дефект, заготовку статуи бросали и переходили в другое место.
Трещины в вулканических стенах, а также изменение цвета резчики обыгрывали, придавая каждой фигуре неповторимые черты. Мастера острова Пасхи были истинными художникам! Существовала даже некая "гильдия резчиков",
где каждый мастер имел свой ранг - ведь любая ошибка могла полностью испортить работу.
Наконец, когда статуя была закончена, ее спускали по специально сооруженным склонам, используя веревки, привязанные к гигантским стволам пальмы.
Жители острова истратили огромное количество деревьев для перемещения гигантских Моаи, истощив тем самым большую часть лесов.
Последним штрихом оформления статуй были глаза, которые изготавливали из кораллов или вулканического стекла. Хотя, некоторые ученые и исследователи считают, что глаза статуям создавались только в особых случаях.
Остается только догадываться, каких божеств символизировали гигантские скульптуры.
Предполагается, что статуи не изображали портреты определенных людей, хотя некоторые их них имеют надписи и другие отметки.
Неясно, почему все Моаи имеют угловатое лицо и длинное тело - это одна из самых больших тайн Рапа Нуи.
После всех приготовлений Моаи перемещали на "Аху" - особые ритуальные платформы.
Довезти статую до места назначения было не простой задачей - на всем пути от вулканов к берегам можно встретить сломанные и брошенные статуи.

Иногда расстояние доставки статуй до платформы достигало 14-ти миль.
 Как можно было переместить массивные Моаи на такие расстоянии?
 Предполагают, что статуи перемещали в вертикальном положении, поддерживая их с помощью веревок. Об этом свидетельствует и легенда, рассказывающая о статуях, "идущих к своим платформам".


В экспедиции, возглавляемой Туром  Хейердалом, проводился эксперимент по перемещению Моаи.
Описание его  я нашла в журнале «Вокруг света», 1990, № 3, стр.12-16, № 4, стр.38-42
.
Статья Павла Павла в переводе Диояры Прошуниной
"Моаи учатся ходить"
...
"На 30 января был назначен первый эксперимент с настоящей статуей моаи. Все утро до самого обеда мы трудились и перенесли истукана только на пятнадцать метров.
При этом у нас был мощный автокран и десять помощников, которые привязывали, закрепляли статую.
Когда моаи наконец подняли и перенесли, в раме из веток она выглядела довольно уныло, но это мешало только фотографам. Меня же беспокоило только одно — насколько она устойчива. Основание было сильно деформировано эрозией.
Для проверки я слегка толкнул истукана, он охотно качнулся, но не упал.
 Тур все видел и принял решение поправить основание, а эксперимент пока отложить.
Отложить эксперимент, когда у нас есть автокран, который будет страховать великана от падения, канаты и достаточное количество людей!
Меня это страшно огорчило.
 И я предложил Туру хотя бы проверить, выдержат ли канаты нагрузку и правильно ли мы расставили рабочих.
Тур на минуту задумался, пожал плечами и согласно кивнул. Прошло немало времени, прежде чем помощники-островитяне привязали канаты и ухватились за них так, как было надо.
Тур дал знак киногруппе.
Поехали!
Я затаил дыхание и махнул рукой рабочим, которые прекрасно понимали, что надо делать, и натянули канаты.
И все. Истукан не шелохнулся.
Это была самая горькая минута в моей жизни.
Все с любопытством поглядывали на меня — ведь несколько часов назад исполин качнулся, когда я его слегка толкнул. Кажется, я понял: рабочие только натянули канаты, а должны были дернуть их с полной силой.
Скорее всего, они считали, что выполняют необходимый обряд, а статую и без них передвинет некая таинственная сила.
Пришлось объяснить им, что от них требуется. Взялись. Раздалось могучее «ге-е-е-ей», и опять натянулись канаты. Тяните же! Тяните!
Наконец истукан качнулся.
Я дал знак людям у поворачивающих канатов. Взяли! Поворот! Моаи, настоящая моаи острова Пасхи после нескольких столетий неподвижности сделала первый шаг! — Ребята, быстро на противоположную сторону!
 Приготовились ко второму шагу.
 Взяли! Наклон, еще один, и уже вполне приличный. — Ге-е-е-й! Все разом! Все вместе! — И моаи выдвинула вперед другой бок и шагнула еще раз. Ходит! Она ходит! "

Итак, готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.
Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. 
Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес  «моаи» не превышает 5 тонн.
Каменные аху - платформы-постаменты: достигали  150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

 На головах некоторых статуй имелись большие и тяжелые шапки из красного камня диаметром до 6 и высотой до 2-х метров.

И немного об острове.
Остров Пасхи, занимающий  117 кв. км.: он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн).
Принадлежит он Чили. Остров расположен на стыке разломов геологических плит: Наска, Пацифика и Антарктическая, там, где проходят подводный горный хребет и Восточно-тихоокеанское поднятие, и фиксируются эпицентры землетрясений.
Остров имеет треугольную форму, длиной около 12 километров при высоте 540 метров.



                  Старые и новые чудеса света.


Используются технологии uCoz