Дороги Польши - Краков (продолжение)

Дорога... Впереди наши вперёдсмотрящие:
 водитель Марьош и гид Анисимова Ирочка.
Ира - человек глубоких и широких знаний.
Чем ближе мы были к Кракову, тем ближе жилые поселения к дороге и, естественно, я не оставляю их без внимания.
Их образы представляю вашему вниманию.
По обе стороны от дороги и насколько хватает взора, видим ухоженные поля, аккуратные участки и домики.
Проезжающие машины все, как одна такие чистые как будто вчера вымыты.
Кстати наш автобус за 12 дней пути ни разу не мылся, а всегда был абсолютно чистым снаружи. Внутри его чистота зависела от путешественников.
И вот исторический момент мы прибываем в Краков.
Выходим из автобуса и попадаем на  площадь Матейки, бывшей рыночной площади города Клепаж.
    Надо сказать, что на территории современного Кракова когда-то находилось несколько отдельных городов (Казимеж, Клепаж, Подгуже и другие), которые с течением времени входили в его состав, и сейчас являются его районами.
    В центре площади установлен конный памятник. Но восседает на нём совсем не Матейко, как можно было бы предположить. Ян Матейко - это знаменитый польский художник, прославившийся своими историческими полотнами (такими как "Проповедь Скарги", "Баторы под Псковом", "Битва при Грюнвальде" - в которых запечатлены сцены из польской истории), по которым сегодня польские дети учат свою историю.

А на коне восседает король Владислав Ягелло, победитель в битве 1410 года под Грюнвальдом, где польско-литовские войска одержали победу над Крестоносцами.
    Спереди стоит, опираясь на меч, князь Витольд. А у его ног лежит поверженный предводитель Крестоносцев Ульрих фон Юнгинген.
    Памятник был установлен в 1910 году на средства известного композитора и политика Ингация Яна Педеревского. Автор скульптуры - Антони Вывульский. В 1939 году он был уничтожен немцами, и восстановлен уже после победы в 1975 году.
    Перед памятником поставлена могила неизвестного солдата. Каждый год в годовщину начала второй мировой войны, 1 сентября, к ней возлагают цветы.
    Также эта площадь "принимает парад" и 3 мая, когда в Польше отмечается День независимости.

  За памятником виднеется костел св. Флориана, построенный в XIV веке, и принадлежавший раньше Ягеллонскому университету. Здание которое вы видите построено в XIV веке, а первый костёл на этом месте был поставлен ещё в 1185 году.    С его закладкой связана старинная легенда. Итак, в те годы каждый город хотел иметь мощи святых, ибо считалось, что чем больше будет мощей - тем город будет более набожным, а значит более уважаемым. И вот, Римский Папа Люций III по просьбе короля Казимира Справедливого направляет ему тело мученика Флориана. Святые мощи вышли встречать все набожные краковяне, во главе с королём Казимиром Справедливым и краковским епископом Гедеоном. Внезапно, на подходе к городу, волы, вёзшие повозку с мощами, встали, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. И только когда король и епископ пообещали поставить в этом месте костёл, повозка двинулась дальше. Вот так и возник на этом месте костёл.    
Культ Св. Флориана имел в Кракове большую силу, так например его именем названа и башня - Флорианская - главный вход в город, и улица ведущая к Рыночной площади.     Замечу, что в 1945-1951 году викарием костёла был Кароль Войтыла, до недавнего времени  Римский Папа Иоанн Павел II.

Перейдя через улицу, подойдём к круглому кирпичному зданию. Этот оборонительный бастион называется Барбаканом.
    Обратите внимание на то, что стены барбакана окружает глубокий ров. Это всё, что осталось от средних веков, когда город был окружён глубоким рвом с водой, и попасть в него можно было только через барбакан. Сначала через подъёмный мост (он выходит на площадь Матейки) люди попадали в барбакан, и только потом, по специальному переходу могли пройти дальше к Флорианской башне.

  Этот бастион предназначался для обстрела с флангов вражеских войск, штурмующих городские стены. В случае же опасности, и сам Барбакан, вокруг которого был вырыт глубокий ров с водой (ширина его в этом месте достигала 24 метров), могли поддержать огнем с городских стен, примыкавших к Флорианской башне.
    Перестроенный в 1498-1499 годах, в связи с угрозой вторжения турецких войск, барбакан являлся настоящим шедевром европейской оборонной архитектуры. Диаметр его составляет 24,4 метра, а толщина стен - более 3 метров.

    Сегодня в летний период Барбакан нередко используется для театральных или эстрадных постановок. При желании можно зайти внутрь (в 99 году он открылся для посетителей; вход платный). Внутри барбакана находится выставка, рассказывающая о его истории.


А мы тем временем проходим к Флорианской башне. Высота её - 34,5 метров. Герб с белым орлом на башне - это герб королевской династии Пястов, который позднее стал гербом Польского государства. (Установлен в 1882 году по проекту Яна Матейко на месте прежнего.)
    В правой арке в 1889 году князем Владиславом Чарторысским установлена часовня с фигуркой Св.Флориана.
На месте снесённых городских стен и засыпанного рва были разбиты аллеи - Планты, которые сегодня зелёным кольцом окружают Старый город.
Пройдя через арку
мы попадаем на Флорианскую улицу.

Справа от нас находится отель "Польский" или "Под белым орлом". Первый гостиный дом на этом месте появился в 1827 году, назывался он "Ловушка Станишевского". Позднее в 1858 году он был преобразован в "Отель под Белым орлом", а с началом XX века приобрёл новое имя: "Отель Польский".
На городской стене с правой стороны под открытым небом располагается выставка-продажа картин современных художников, учащихся в Академии изящных искусств. Посмотреть интересно. Тем более, что на картинах часто встречаются пейзажи старого Кракова.


Подходим к дому №14 - это отель "Под Розой".
    Во 2-й половине XVI века дом принадлежал семье Проспера Прованы, который в 1558 году по велению короля Казимира Августа организовал регулярное почтовое сообщение между Краковом и Венецией. С этого времени дом украшает прекрасный ренессансный портал, с массивными колонами. Латинская надпись над входом гласит: "Пусть дом этот стоит пока муравей не выпьет моря, а черепаха не обойдёт весь мир".
    В начале XIX века семья Бурчиньских, владевшая домом к тому времени, открывает здесь гостиницу. В 1805 году её гостем становится российский царь Александр I и его брат Константин. С той поры гостиница стала называться "Hotel de Russie" (Русский отель).
Под этим именем гостиница просуществовала до 1864 года, когда русские войска жестоко подавили январское восстание, и название "русский" стало просто оскорбительным.
Тогда отелю было дано нейтральное название
 "Под Розой".
    Здесь в 1843 году останавливался Ференц Лист, приезжавший в Краков с концертами.
    А вот Оноре де Бальзак, который останавливался в Кракове в 1847, 1849 и 1850 году никогда не был в этом доме, как утверждают некоторые путеводители. Писатель останавливался в гостинице "Под Белой Розой", что находилась на улице Stradom, 13. В последствии оттуда на Флорианскую был перенесён ресторан "Под Белой розой", поэтому и возникло такое недоразумение.
А мы, тем временем, вышли на Рыночную площадь.
    Сразу хочу оговориться, что по-польски она называется просто "Rynek" [рынэк], точнее "Rynek Glowny" [рынэк глувны].     Когда краковяне говорят "пойдём на Рынок" они имеют ввиду Рыночную площадь, а не базар с овощами и фруктами.
Рыночная площадь в Кракове - одна из крупнейших рыночных площадей в старой Европе. Ее размер 200х200 метров. Возникла она по локационному плану 1257 года, согласно которому центром города должна была стать площадь, от которой в разные стороны расходились бы по три прямые улицы. И весь город был таким образом поделен на квадраты, как шахматная доска.
   
Так возникли четыре квартала, границами которых стал крест из улиц пересекавшихся в центре Рыночной площади: это были кварталы Славковский, Ржежничи, Гарнчарский и Гродский.
    Размеры рыночной площади на много превышали потребности горожан, она была сооружена как бы "на вырост". Однако застраивается она довольно быстро. Сооружается здание Суконных рядов и городской ратуши.
Рынок стал торговым центром, где находилось место для ремесленников самых разных специальностей. Вся площадь была поделена на отдельные части: был здесь соляной ряд, угольный, рыбный, хлебный, и т.п.
    Площадь не раз становилась свидетелем важнейших исторический событий. Здесь после коронации приносили клятву верности польские короли. Проходили на площади и казни.
Однако всё меняется с началом XIX века, когда в город приходят австрийские власти. Рыночная площадь, как центральная, должна была стать украшением города. На площади было оставлено только обновлённое здание Суконных рядов (Сукенниц) и башня ратуши. Обновляются фасады домов, выходящих на площадь. Убирается и кладбище возле Мариацкого костёла, могилы с которого переносятся на новое Раковицкое кладбище.

Первое, на что обращает внимание каждый -величественное здание Мариацкого костела, главной святыни средневекового Кракова.
    Первый костёл на этом месте был деревянный, и когда отслужил своё - на его месте в 1221-1222 годах был поставлен новый романский, по размерами близкий к сегодняшнему. 
Но и он был уничтожен во время набега татар.
    Позднее, фундамент того костёла был частично использован, когда в 1290 году началось строительство нового костёла, уже в готическом стиле. Именно поэтому сегодня он стоит под углом к Рыночной площади - ведь старый костёл строился ещё до введения локационного плана.В XIV-м веке здание было перестроено и приобрело готический стиль.Большая башня имеет высоту 81 метр. В средние века она была сторожевой, а восьмиугольное окончание приобрела в 1478 году; белая корона добавлена в 1664-м.

   

      С высокой сигнальной башни каждое утро трубач возвещал о начале дня, и о том, что городские ворота открываются, а каждый вечер его сигнал возвещал о закрытии входа в город. 

С краковским трубачом связана другая легенда, уходящая корнями в XIV век. Согласно преданию, трубач первым заметил неприятеля, подступавшего к городским стенам, и успел подать сигнал об опасности. Но при этом он погиб, будучи сраженным татарской стрелой, пронзившей его горло.
    В память о той легендарной смерти каждый час на четыре стороны света, по очереди, звучит над городом мелодия, неожиданно обрываясь. Сначала мелодия играется на Вавельскую сторону для короля (южная сторона), затем в сторону ратуши для городских властей (на запад), затем в сторону городских ворот для стражников и, наконец, в сторону пожарной охраны (пожарная часть и сегодня расположена в нескольких сотнях метрах, возле Главной почты).
    В 1927 году эта мелодия стала позывными 1-й программы польского радио. А вообще трубач ежедневно играл на башне с 1392 года до второй половины XVIII века. Возобновилась эта традиция, как ни странно, при немецкой оккупации в 1941 году, тогда мелодия исполнялась 2 раза в день - в 12:00 и 19:00.
    Этот сигнал мы слышали стоя на Рыночной площади.
Небольшая площадь справа от Мариацкого костёла носит название Мариацкой площади (plac Mariacki). На ней стоит фонтан с фигуркой, изображающей бедного студента - жака. Этот фонтан - подарок городу краковских ремесленников; поставлен в 1958 году. Фигура скопирована с алтаря Вита Ствоша.
В средние века, здесь находилось церковное кладбище (как и положено при каждом костёле). И только когда в город пришли австрийцы - они решили "навести порядок" и убрать кладбище с центральной площади.
    В центре того кладбища находилась часовня, на месте которой потом был построен костёл Св. Барбары.
На стене костёла мы видим солнечные часы.Установлены они в 1954 году на месте прежних, бывших здесь с XVII века. Кроме часа, по ним можно узнать также и точную дату. 
Жемчужиной Мариацкого костёла является трёхстворчатый алтарь шириной около 11, и высотой более 12 метров, из липового дерева, покрытый полихромией. Это самое значительное произведение позднеготической деревянной скульптуры в Польше.
Для его создания городские власти пригласили знаменитого скульптора Вита Стфоша, который соорудил себе мастерскую на улице Гродсокй, 
и в течение 12 лет (с 1477 по 1489 год) вместе с помощниками и учениками работал над заказом. Стоил алтарь столько, сколько составлял тогда годовой бюджет всего Кракова! Роспись костёла - дело рук художника Яна Матейки, которому помогали его ученики во главе с Юзефом Меххофером, Станиславом Выспяньским, Влодимижем Тетмайером.
   
Авторами картин для костёла были знаменитые венецианские художники мастерских Джамбаттисты Питтоне, и лучшего художника Венеции Тепола. Именно кисти Питтоне принадлежит образ Благовещения Богоматери. За алтарём бесценные витражи, созданные в 1370-1400 годах.
В центре рыночной площади находятся Суконные ряды (Сукеннице). Впервые здание было построено в 1300 году королём Болеславом Стыдливым (Boleslaw Stydliwy). Тогда два существовавших суконных ряда соединили под одной крышей. Современное здание было построено в XIV веке королём Казимиром Великим. После пожара 1555 году оно было перестроено, появились различные украшения, маскароны (маски).
    Говорят, что прообразами для маскаронов послужили лица городских начальников (видимо, в те годы начальство тоже не особенно жаловали).
    Современный облик Сукенницы приобрели 1879 году после реконструкции под руководством архитектора Томаша Прилинского, когда к ним были пристроены аркадные ряды.
    Внутри Сукенниц сегодня располагаются сувенирные лавки, а на втором этаже находится экспозиция национального музея (открыта в 1879 году). В арке Сукенниц, выходящей к памятнику, висит нож. По легенде этим ножом зарезал своего брата один из строителей Мариацкого костёла (впрочем, я обещал не рассказывать здесь эту легенду).
    По другому преданию этим ножом ворам отрезали уши. Т.е. в первый раз отрезали волосы (в те времена волосы у мужчин были длинные, их не стригли почти налысо, как сейчас), и сразу было видно: кто без волос - тот вор.
 Ну а ели волосы уже были отрезаны -
 тогда уже отрезали уши.

                 
                               Моя  Вселенная
               2-я страница Польша                                                                                                                                                                 4-я страница Польша


Используются технологии uCoz