Дворец Тадж - Махал
Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз Махал (в девичестве Арджуманад Бану Бегам), племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийского правителя. Имя Арджуманад Бану Бегам окружено легендами и тайнами.

Еще в 15 лет принц Кхуррам, ставшей затем падишахом Шах-Джаханом (что означает "Повелитель вселенной"), встретил и полюбил Арджуманад Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения - по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. В 1612 году во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарек свою невестку и племянницу своей жены – "Украшением дворца" (Мумтаз Махал). Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач, философ и путешественник, проживший в Индии 12 лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодую жену, что "не обращал внимания на других женщин, пока она была жива". А ведь у него, как у любого восточного правителя, был гарем – и большой.


В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда не разлучавшаяся с мужем, бывшая его главной советчицей и хранительницей государственной печати, во время этого похода умерла у мужа на руках, родив ему четырнадцатого ребенка. Горе правителя было столь же безграничным, как и его любовь. Восемь дней он провел взаперти в своих покоях, без еды и питья, а когда, наконец, вышел, сгорбившийся и постаревший, объявил во всех своих владениях траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения и даже употреблять благовония и косметику. В память о жене Шах-Джахан поклялся построить усыпальницу, какой еще не видывал мир. Сначала Мумтаз похоронили в Бурханпуре, поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишь через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вознесся мавзолей, который – по замыслу Шах-Джахана – должен был стать символом красоты его усопшей супруги.

Строительство пятикупольного здания мавзолея, превосходившего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось более 20 лет (примерно с 1630 по 1652 год). Для Тадж-Махала Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве этого грандиозного сооружения трудилось около двадцати тысяч рабочих, более тысячи слонов доставляли мрамор из каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы - и мастера, умеющие с ними работать, - прибывали из гораздо более отдаленных мест: малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. Когда воздвигали гигантский купол мавзолея, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра.

Здание Тадж-Махала долгое время оставалось самым высоким в Индии (высота вместе с главным куполом 74 м). Немного ниже главного купола в форме жемчужины, символизирующей Небо, расположены четыре других купола. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 метров, символизирующая Землю. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета, оканчивающиеся башенками со сквозными окнами. Минареты слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения не обрушиться на него. Стены Тадж-Махала выложены полированным белым мрамором с многочисленными вкраплениями красного песчаника, мрамора других цветов, драгоценных и полудрагоценных камней.

С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Ее интерьер, декорированный мозаикой из полудрагоценных пород камня и драгоценных камней, резьбой по белому мрамору, поражает изяществом и строгостью. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные мраморной оградой тончайшей ажурной резьбы, украшенной драгоценными самоцветами. Солнечные лучи отражаются от полированной гробницы Мумтаз - ее поверхность кажется теплой, дышащей, живой. Саркофаг Шах-Джахана примостился рядом, у стены, в густой тени, ему солнечных лучей почти не достается – только свет, исходящий от прекрасной Мумтаз.

Стихи, начертанные Шах-Джаханом и выгравированные на его гробнице:

"Строитель не был простым смертным,
Ибо план сооружения был дан ему небесами"

                                                        Старые и новые  чудеса света


Используются технологии uCoz