22 мая (10 мая по старому стилю) 1856 года – дата основания Третьяковской галереи. В этот день начинающий коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрел свою первую картину русского художника В.Г.Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853).
Так начал формироваться  первый в России музей национальной художественной школы,
«... общественное, всем доступное хранилище изящных искусств, приносящее многим пользу, всем удовольствие».  За прошедшие с той поры 150 лет Третьяковская галерея стала одним из крупнейших музеев России и мира.

Наша задача была такова, чтобы с помощью этой экскурсии научиться видеть портрет.  Этому  искусству учила нас прекрасный экскурсовод - Наталья Александровна.


Портреты  XVIII века

Коронационный портрет.

Композиция коронационного эскиза такова, что  в нем присутствует обычный набор аксессуаров, обязательных для парадного царского портрета: тронное кресло, на столике корона и держава. В правой руке новая императрица держит скипетр, а левой поддерживает мантию, ниспадающую пышными складками. Она одета в роскошное платье, расшитое золотыми орлами. Такие же орлы нашиты на мантии. 


Каравак Луи (1684 - 1754)
Портрет императрицы Анны Иоанновны.
Холст, масло. 1730

Антропов Алексей Петрович (1716 - 1795)
Портрет Екатерины II
Холст, масло. 1762
ЖИВОПИСЬ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ.

Наталья Александровна обратила наше внимание на то, что

во второй половине XVIII века в русской живописи появляются портреты, сохраняющие парадность лишь как форму, в которую художники вкладывали новое содержание. Это относится и к портрету государыни Екатерины II работы Боровиковского. Он изобразил императрицу старушкой-помещицей: она прогуливается с любимой собачкой по своему царскосельскому парку без всякого официоза и торжественности.

Боровиковский Владимир Лукич
(1757 - 1825)

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)
94,5 х 66 (живопись переведена на новый холст)
Холст, масло
1794






Боровиковский Владимир Лукич
(1757 - 1825)
Портрет Марии Ивановны Лопухиной
Холст, масло 1797
Наше внимание переключается на
лучший портрет В.Л. Боровиковского, который  изображает Марию Лопухину.
Молодая девушка в белом платье написана на фоне деревенского пейзажа, который подчеркивает ее простоту и любовь к природе. Милое лицо девушки задумчиво. В нем и беспричинная грусть и шаловливость, кокетство и неподдельное чувство. Едва уловимые трепетные оттенки человеческих чувств и переживаний выражены здесь при помощи очень сложной живописи. Лицо и руки написаны так нежно, что глаз едва улавливает переходы чуть заметных цветовых оттенков.
Мария Лопухина прожила очень короткую и несчастливую жизнь. Через несколько лет после того, как был написан этот портрет, она умерла от чахотки. Но остался портрет и посвященные ему стихи:
… Часть души ее от нас не улетела
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – терпеть – страдать – прощать…

ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

Карл Павлович Брюллов ещё студентом имел репутацию молодого гения. Позже, когда художник стал знаменитым, его прозвали Великим Карлом. Мастер сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями. Брюллов учился живописи с раннего детства: сначала дома — несколько поколений семьи Брюлло (или Брылло; так звучала эта французская фамилия, позднее переделанная на русский лад) были художниками, — а с 1809 по 1821 г. в Петербургской академии художеств.

Брюллов много работал в жанре портрета.
Автопортрет  Картон, масло 1848

В «Автопортрете» нет традиционных атрибутов живописца — палитры, кистей и т. д. Тонкая нервная рука Великого Карла устало свисает с подлокотника кресла. Руки на портретах Брюллова всегда очень выразительны: они «договаривают» то, на что лишь намекают лица. Художник, обычно выбиравший для своих моделей определённое амплуа, представил самого себя в роли утомлённого мэтра. «Автопортрет» был написан стремительно, за один сеанс и сохранил все преимущества этюда — яркость и живость.




Всадница
Холст, масло 1832

В Италии Брюллов создал свои первые портреты картины. На знаменитом полотне «Всадница» изображены воспитанницы графини Ю. П. Самойловой Джованнина и Амацилия Паччини: старшая сестра на вороном коне подъезжает к дому, а младшая, выбежав на крыльцо, с восторгом смотрит на неё. В отличие от традиционных портретов здесь показаны герои в движении. 

Оно подчиняет главному персонажу других действующих лиц и предметы, объединяя их в гармоничную композицию. Темой портрета картины становится, по словам художника, «человек в связи с целым миром».

Вспоминаем про приём Брюлова, связанный с  возрастом девочки (длина платья и туфелька).

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ  (1782—1836)

Орест Адамович Кипренский, внебрачный сын русского помещика, воспитывался в семье приёмного отца — Адама Карловича Швальбе, крепостного немецкого происхождения. Фамилия Кипренский вымышленная; возможно, она происходит от имени богини Киприды. Шести лет от роду Кипренский был определён в Воспитательное училище при Санкт-Петербургской академии художеств, а затем и в академию, где учился исторической живописи. Однако настоящим его призванием стал портрет. 
В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник написал множество портретов, в том числе портрет Александра Сергеевича Пушкина. Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. 
Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина
Холст, масло 1827
Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «...минута — и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент — момент творчества. Именно это особенно понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвящённом Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
— И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...

Айвазовский Иван Константинович  (1817 - 1900)
Черное море. (На Черном море начинает разыгрываться буря)
Холст, масло 1881
Не возможно было пройти мимо картин Айвазовского И.К.

Иван Константинович Айвазовский, сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря, закончил Санкт Петербургскую академию художеств с Большой золотой медалью. Еще студентом он выбрал основной темой своего творчества морской пейзаж.

К двадцати пяти годам Айвазовский приобрёл европейскую славу, в двадцать семь лет стал живописцем Главного Морского штаба, в двадцать девять — профессором. Художник написал около шести тысяч картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академий разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями Айвазовского были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посещал его мастерскую.

Около этой картины мы узнали о том, чтобы лучше видеть картину надо встать от неё на расстоянии, равном диагонали картины.

Также мы познакомились с работой Бродского Виктора Петровича
(1826 - 1904)  Амур, спящий в раковине. Мрамор 1852-1853 г.г.

Бродский Виктор Петрович - профессор скульптуры, родился в местечке Охотовце (Волынской губернии) в 1826 году. В 1848 г. поступил в Академию Художеств, работал под руководством Витали  и уже в следующем году на академической выставке появилась его копия с группы Лаокоона. В 1853 году он получил малую золотую медаль за вылепленную им, по программе, круглую статую отдыхающего Адониса. Тогда же он исполнил барельефный бюст великой княгини Александры Иосифовны и бюст композитора Контского. За границу Бродский отправился на собственный счет, но вскоре был удостоен пансиона на четыре года, по особому ходатайству тогдашнего президента Академии, великой княгини Марии Николаевны . В 1861 году получил звание академика за фигуры: ""Амур спящий и пробуждающийся"" и ""Зефир, качающийся на ветке"". В 1868 году получил звание профессора за произведения: ""Мраморный камелек"", группы ""Первая любовь"" и ""Бегство из Помпеи"". Поселившись окончательно за границей, Бродзкий исполнил множество произведений из мрамора и бронзы, до тридцати монументов, статуй и групп, и до шестидесяти пяти бюстов и медальонов.
Особенного внимания заслуживают, - из памятников: памятник инженера Красовского в Лозанне, памятник Мазараки в Варшаве, памятник Маврикия Понятовского в Гранове, памятник матери художника. Из числа статуй: ""Первая боль"" - статуя рыбачки, у которой в палец левой руки вцепился клещами рак, бронзовая группа ""Собесский под Веной"", бронзовая группа ""Спаситель благословляющий мир""; мраморная статуя ""Зефир, качающийся на ветке"" (в Эрмитаже); ""Спящий купидон""; ""Мраморный камелек"" с группой трех мальчиков и орнаментами в стиле Cinqua-Cento (в Эрмитаже); ""Первое признание в любви"", мраморная группа ""Леды с лебедем""; ""Распятие"" - из цельной мраморной глыбы в два метра вышины; ""Madonna del. Globo"", из мрамора 2 метра вышины, находится в Ватикане в новом музее; статуя Коперника.  Измаила-Паши, Мицкевича. Произведения Бродзкого отличаются вкусом, классическою правильностью формы и выразительностью. 
Беклемишев Владимир Александрович (1861 - 1919)
Деревенская любовь
Бронза; постамент – дерево
1896

БЕКЛЕМИШЕВ Владимир Александрович  русский скульптор, главным образом портретист и жанрист.

Учился в петербургской Академии художеств (1878-1887) у Н. А. Лаверецкого, там же профессор (с 1894) и ректор (1900-1902 и 1906-1911). В творческой и педагогической деятельности сочетал позднеакадемические традиции с чертами, близкими искусству передвижников.  Однако для произведений Беклемишева характерна более живописная, чем в скульптуре передвижников, трактовка форм.



У этой скульптуры мы провели довольно долго времени, учась по лицам героев, по их позам определять настроение, мысли, чувства.

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
ИЛЬЯ РЕПИН. (1844 1930)  

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Он поступил в топографическую школу (где учили и чертить, и рисовать), затем обучался у местного художника, который делал росписи в церквах, сам выполнил несколько заказов. На вырученные деньги Репин поехал учиться в Петербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с Иваном Николаевичем Крамским. Это знакомство надолго определило творчество живописца.

В работах Репина сказались все достоинства живописной манеры мастера: точность портретных характеристик, тщательно выверенная композиция, отношение к современности как к событиям исторического масштаба.
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
Холст, масло 1885
Эта картина не является историческим фактом.
Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. Так, в полотне «Иван Грозный и сын его Иван» важны не столько приметы времени, сколько сильные, поистине шекспировские чувства.

Главное в этой работе — глаза царя, в которых боль, ужас, отчаяние и раскаяние почти перешли в безумие. Исторические декорации лишь подчёркивают важность чувств, а также позволяют персонажам Репина открыто выражать их.

Суриков Василий Иванович (1848 - 1916)
Боярыня Морозова
Холст, масло 1887

Василий Иванович Суриков родился в казачьей семье в Сибири. Он мечтал о серьёзном обучении живописи и в двадцать лет отправился в Петербург. Суриков успешно закончил Академию художеств, и ему предложили выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.

На исторической картине Сурикова, «Боярыня Морозова», изображён пролог к трагическим событиям Петровской эпохи, разыгравшийся ещё при отце Петра, царе Алексее Михайловиче. Феодосия Прокопиевна Морозова (1632—1675) была защитницей старообрядчества. 

В 1671 г. её арестовали, лишили состояния, пытали, но она отказалась изменить своей вере и умерла в заточении.
Кто стоя, кто сидя у картины, мы вглядывались в лица, написанные на полотне. Старясь уже "опытным" взглядом понять, кто сочувствует боярыне, кто равнодушен к её судьбе, а кто настроен враждебно к ней.
Напомню, что обращали наше внимание  на опущенный или поднятый взгляд, улыбку или расстроенное лицо, жесты.

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
ВИКТОР ВАСНЕЦОВ.
С творчеством этого художника мы подробно знакомились в его музее.
Здесь же мы обратились к его картине "Богатыри"
Холст, масло 1898.
Любой зритель(и мы, в том числе) свободно назовёт всех троих по именам, а ведь это совсем не иллюстрация к известному сюжету (в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович действуют чаще всего порознь). Однако ни у кого не возникает сомнения, что в центре — Илья Муромец. Он воплощает силу, истоки которой — в русской земле.

У Ильи с руки свисает палица, Добрыня Никитич держится за меч. Палица у древних воинов предназначалась только для смертельной схватки, меч же не просто оружие,а древний символ доблести и чести.  

Силы у Добрыни, наверное, меньше, чем у Ильи, однако в нём есть то, что в старину называли «вежеством»: душевная ясность, благородство. 

У Алёши Поповича в руках лук — не богатырское оружие: из него убивают не в рукопашном бою, а на расстоянии. И смотрит он искоса: такой хитростью не побрезгует и добычи не упустит. Васнецов настолько глубоко проник в дух русских былин, что сейчас трудно представить богатырей по другому.

Заслуга Васнецова заключается в том, что он напомнил ещё об одной задаче живописи: искусство должно украшать, делать поэтичным мир вокруг человека.


 Он вернул живописным полотнам многоцветность, которая у других передвижников порой исчезала за серо-коричневой гам мой грязных трущоб и нищенских лохмотьев. Его матовые тона и при глушённые цветовые пятна, декоративность и связанная с фольклором символика оказали влияние на художников русского модерна.

Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858)

Александр Андреевич Иванов родился в Петербурге в семье профессора Академии художеств, который и стал его наставником в искусстве. 

Замысел композиции большого произведения «Явление Христа народу» (1837—1857 гг.) возник у Иванова в середине 30х гг. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его подробным описанием, по которому можно узнать героев буду щей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать за Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тог да Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершен но», — подчёркивал он.

Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестителя Соединены черты юноши и женщины. Создавая образ Иисуса Христа, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы античных статуй. На некоторых зарисовках словно сталкиваются два противоположных характера, а образ в картине их примиряет, он всегда более нейтрален и спокоен.
В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долина и горы, зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный, подобно мозаике, из разных впечатлений художника об итальянской природе.В 1837 г. художник начал работать на холсте размером почти семь с половиной на пять с половиной метров. Вопреки академическим правилам он расположил Христа — смысловой центр картины — в глубине композиции. 

В своём произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставлены юный апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнажённый юноша (в центре кар тины): оба они устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юноша (в левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. Будущее Иванов связывал с явлением Христа, прошлое — с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслушивается в слова Иоанна, а юноша стремится рассмотреть Мессию. И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо под фигурой Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые смотрят.

Справа на первом плане расположены мальчик, от холода обхвативший себя руками, и дрожащий мужчина, выражение лица которого — смущённое и напуганное — говорит о малодушии. Образ «дрожащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга замечательно переданы в их позах. Тело рыжеволосого юноши прекрасно в своём порыве, в нём сочетаются духовное и физическое совершенство. «Дрожащий» олицетворяет идею неподготовленности человека к переменам, он страшится их и привязан к прошлому (как и старики, он слушает, а не смотрит).Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Николаем Васильевичем Гоголем. Общность взглядов сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В его правой части, среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися чёрными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого ближайшего к Христу) живое, острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворённость окружающим миром.

 Иванов внимательно вглядывался в пейзажи Италии — колыбели европейской цивилизации. Здесь не только каждый камень, но и сама земля свидетель истории. Вот Аппиева дорога, которая была проложена древними римлянами в 312 г. до н. э. Подобно морщинам на лице старика, она несёт следы прошедших времён и символизирует вечность. Прототипом образа странника, или путешественника, изображённого на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в центре полотна, прямо под руками Иоанна Крестите ля. Наблюдатель, свидетель, но не участник событий — такой видит свою роль художник.

Иванов не стал изображать Святого Духа в виде голубя или сияющего облака над головой Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении чудо Богоявления совершается в умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи картины замерли в красноречивых позах.







Удивительная, познавательная очень насыщенная и интересная экскурсия.
Наталья Александровна очень точно давала нам задания, в результате которых, все детали, необходимые для понимания и запоминания отложились в памяти.
Ребята были под сильным впечатлением настолько, что некоторые шли на выход не замечая надетых на них бахил.
Замечателен и тот факт, что у нас была заказана экскурсия, ибо очередь в Галерею была просто огромной.
С замечательным багажом  информации мы направились домой.
К новым впечатлениям, к новым открытиям!
      Летопись 2007 - 2008        


Используются технологии uCoz