Дом - музей В. М. Васнецова



Приближалось время сказок и мы отправились в дом к одному из великих мастеров - сказочников Виктору Михайловичу Васнецову.

Когда-то в маленьких зеленых двориках Троицкой слободы, окружавших подворье Троице-Сергиевой лавры, стояли уютные деревянные домики, в основном одноэтажные. Почти все они были снесены при подготовке к Олимпиаде 1980 года, но несколько старинных построек все-таки сохранилось. Уцелел, к счастью, и переживший все невзгоды дом-терем известного русского художника-передвижника Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926), в котором он прожил 32 года. 

Художник давно мечтал о собственном доме, непременно деревянном, с просторной мастерской при нем, где можно было бы жить вместе с семьей и заниматься живописью. Он и место для дома присмотрел – на углу Мещанской улицы и 1-го Троицкого переулка. Получив гонорар за эскизы росписи Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович в 1891 году приступил к постройке своего дома, который сам и спроектировал. На строительство ушло три года, и все это время художник, по его собственному признанию, был и архитектором, и плотником, и подрядчиком.

Дом получился замечательный, действительно сказочный. Деревянный сруб был украшен причудливой резьбой, над белыми оштукатуренными стенами первого этажа возвышалась крыша в виде старинного кокошника. На первом этаже располагались жилые комнаты, на втором – большая светлая мастерская. В 1894 году, хотя дом еще не был окончательно отделан, Виктор Михайлович переехал в свой “теремок” и сразу же перевез туда еще незаконченную картину – “милых своих “Богатырей”. В просторной мастерской В.М. Васнецову хорошо работалось, здесь было написано немало великолепных полотен. В то же время это был открытый дом, куда по вечерам часто приходили друзья хозяина – художники, писатели, артисты: В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель, И.Е. Репин, А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин.

Мастер умер, а в его “теремке”, который с 1953 года стал музеем В.М. Васнецова, до сих пор продолжают жить сказочные и былинные герои его картин.

Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.
В.М. Васнецов

 «Я только Русью и жил».
Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Имя Виктора Михайловича Васнецова — одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты — таков творческий диапазон художника.
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого  здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.
Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник, вскоре после рождения сына переселился в село Рябово. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей.
Мать умерла рано. Первое, что будущий художник запомнил на всю жизнь, был таинственный, размытый по комнате синеватый полумрак зимних сумерек и рассказы неведомых странников.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», -писал Васнецов.
Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. в семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.
Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья дoлжны были идти по стопам отца, и Виктора в 1858 г. отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.
  В Вятке юноша начал серьезно заниматься художеством. В 1866-1867 годах он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для "Собрания русских пословиц" этнографа Николая Трапицина. В них он npocто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского крaя.

Решение стать художником у Васнецова укрепилось после встречи со ссыльным польским художником Э.Андриоли, от него же он узнал о Санкт-Петербургской академии художеств. И Виктор решил испытать судьбу, он решил уйти с предпоследнего курса семинарии.
Ректор семинарии благословил его на стезю живописца, сказав, что много есть священников, а Рублев все-таки один. Отец тоже дал согласие, правда, предупредив, что материально помогать не сможет.
 Когда Васнецов обратился за советом к Андриоли, тот думал недолго. Он познакомил Виктора с епископом Адамом Красинским, который привлек губернатора Кампанейщикова, и оба они оказали помощь в проведении лотереи -продажи жанровых картинок Васнецова «Жница» и «Молочница». Шестьдесят рублей и небольшая сумма, дaнная отцом, составили весь «солидный» капитал будущего художника.
В начале августа 1867 года Васнецов отправился в Петербург.
Экзамены в академию он выдержал, но, будучи застенчивым и скромным, даже не решился проверить себя в списках зачисленных.
 Начались мытарства: почти без денег, в поисках угла и хоть какой-нибудь работы. Случайно повстречав брата своего вятского учителя Красовского, Васнецов обрел надежду: тот помог ему устроиться рисовальщиком в картографическое заведение. Впоследствии Виктор получил работу по иллюстрированию книг и журналов.
Одновременно он стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с художником И. Н. Крамским. Это знакомство сыграло немалую роль в жизни Васнецова.
Когда в августе 1868 г. Виктор опять решился попытать счастья в стенах академии, то, к своему удивлению, узнал, что был зачислен еще в прошлом году.
Здесь он он быстро подружился с Репиным, Максимовым, Антокольским. Вместе с ними в небольшой квартире на Васильевском острове Васнецов слушал молодого ученого, историка и поэта Мстислава Прахова, который ярко излагал свое учение о Древней Руси.
Первый год учебы в академии принес художнику заслуженную награду -серебряную медаль второго достоинства.
В следующем, 1869 г., за работу «Христос и Пилат перед народом», Васнецов получил еще одну серебряную медаль.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах,чувствуя в себе силы для самостоятельной работы. В 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию.
Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались»..
Весной 1876 г. Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамской и Поленов. Он пристально изучал жизнь французского народа.
Через год, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он строил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году. пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии.
В национально-романтическом духе выдержаны интерьеры дома. Анфилада комнат первого этажа соединяет гостиную и столовую с жилыми комнатами жены, дочери и сыновей. В гостиной и столовой бревенчатые стены сочетаются с мебелью, выполненной по древнерусским образцам в абрамцевских и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также по рисункам В.М. Васнецова его братом Аркадием в Вятке. Оформление столовой приближено к обстановке крестьянской избы.


Мастерская расположена на втором этаже. Здесь были созданы многие известные работы художника (в том числе, завершены знаменитые "Богатыри", 1881-1898). Картины, находящиеся в мастерской, написаны в 1900-е годы. Почти все они вдохновлены образами русского фольклора. Среди них - семь полотен, которые сам художник называл "поэмой семи сказок": к этой серии относятся "Царевна-Несмеяна", "Царевна-Лягушка", "Ковер-Самолет" (1919-1926). Излюбленная Васнецовым былинная "богатырская" тема продолжена в произведениях "Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем", "Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" (1918).
Значительное место в творчестве художника занимали монументальные живописные работы: мозаики храма Воскресения Христова в Петербурге (1883-1901), росписи собора Святого Владимира в Киеве (1885-1896) и др. Многие эскизы и подготовительные работы хранятся в доме-музее.




Поскольку наша экскурсия продолжалась по Троицкому подворью, мы отправились к Церкви во имя Живоначальной троицы.

В 1631 году иждивением Сергиева монастыря в Троицкой слободе была выстроена деревянная приходская церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, чудотворцев Радонежских. До второй половины XVIII века эта церковь была приходской не только для населения Троицкой слободы, но и для самого подворья. Но в 1688 году она сгорела, и патриарх Иоаким разрешил построить на ее месте каменный храм, который был заложен в тот же год. А пока он строился, в Троицкой слободе по благословению патриарха поставили временную деревянную церковь, чтобы не прекращать богослужений.

Каменную церковь возводили довольно долго: датой ее освящения считается 1708 год.

Считается, что устроителем каменной церкви был ее священник, отец Иоанн: о том свидетельствовал образ Иоанна Богослова в местном чине иконостаса, устроенный по именинам пастыря в честь его трудов по созиданию храма. С высокого пригорка, на котором воздвигся храм, открывалась прекрасная панорама на величественный Кремль, который, по словам современника, представал здесь во всем великолепии. Этот вид потом так потряс художника В.М. Васнецова, что он решил навсегда поселиться здесь.

Когда дом Васнецова был готов, Виктор Михайлович стал прихожанином Троицкой церкви. Его, как специалиста, не раз приглашали осматривать храм, и именно он остановил расширение храма, которое повредило бы его ценной росписи.
Последующая история резиденции московских святителей складывается уже совсем прозаически, развиваясь по типичному для тех горьких лет сценарию: в 1929 году она передается под детский сад, домовая церковь разоряется, ее купол и шатровый верх звонницы сносятся. Храм Живоначальной Троицы превращается в склад, затем в него вселяются Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр... Под различные "бытовые нужды" приспосабливаются при советской власти также и другие принадлежавшие Подворью строения.
24 июля 1993 года в день празднования памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги здесь, спустя десятилетия, было возобновлено уставное монастырское ежедневное богослужение.
Далее путь наш лежал в "Купеческий дом".
Из воспоминаний Нины Александровны Ярославцевой, заслуженного деятеля искусств, директора Дома-музея В.М.Васнецова, создателя фонда "Мир русской души"
Был 92-й год, мне предложили восстановить этот сгоревший дом и участок в Троицком переулке. Я помогала вернуть подворье, находившееся на этом участке, Троице-Сергиевой лавре и в мои планы вообще не входил никакой бизнес, я вообще не понимала, что такое бизнес. И, тем не менее, начала восстанавливать дом, шаг за шагом. Я не понимала, откуда взять деньги, очень трудно было, очень… Тем не менее дом восстановила, сейчас уже как-то вжилась, так же, как в Доме-музее Васнецова. Этот дом купцов Недыхляевых, тоже деревянный. Видно судьба мне восстанавливать избы. Это как у Есенина:


И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Вот два деревянных дома и оба связаны с моей жизнью. Люди приходят в них, им очень нравится, потому что аналогичных домов нет в Москве. Деревянное зодчество погибло, а ведь когда-то Москва была деревянной. Только на даче наши посетители могут что-то подобное видеть, а тут в центре Москвы такой особняк. Детям особенно нравится, что в доме есть тепло, особое, какое бывает только в деревянном доме. Они не могут этого ощущать в своих типовых квартирах, а здесь оно есть.





Что такое мир русской души? Это стремление осознать себя, осознать, что такое русская душа. Это деревянный дом, стоящий рядом с церковью, в котором живут старые вещи, напоминающие о былом величии России. Это место, куда можно прийти и в теплой атмосфере выпить чашку чая, вспомнить о былых традициях России, почувствовать это сердцем. Такой мир я и создала. Люди чувствуют это, возвращаются, значит это кому-то нужно!


Впечатления от экскурсии остались самые приятные, необыкновенным душевным теплом, любовью к своему делу наполнено сердце нашего экскурсовода.
Удивительно скромный, но внутренне сильный человек!
Рассказ её был интересен, чувствуется, что всё о чём она рассказывает, она пропустила через своё сердце!
Желание нести людям добро и свет знаний чувствовалось даже во вкусе чая.
Огромное спасибо Нине Александровне за науку, за доброту, за чай!
   Летопись 2007-2008



Используются технологии uCoz