Экскурсия  на Жостовскую фабрику декоративной росписи

Дорога  нас привела из деревни Федоскино в деревню Жостово.
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Дорога была долгой и в этот раз мы слушали музыку и танцевали на своих креслах,  изобретённый нами новый танец. Нам очень хотелось побыстрее увидеть красоту и  бегом направились мы к  двери  фабрики. Фу! Что это там на нас сверху падает? (по секрету: это был снег)
Поскольку на этой фабрике  выполняют работы по металлу, то  арка  обрамляющяя  стеночку, отделяющую туалет от просмотрового зала, выполнена из металла. Таким новейшим информационным способом с нами провели экскурсию на производство. И вот, кульминация экскурсии - мы в музее. Здесь от Раисы Ивановны  Благовой  мы узнали очень многое и не удивительно -она работает на фабрике с 1944 года, с 14 лет!!!
62 года жизни Раисы Благовой связаны с промыслом. Девочкой-подростком пришла она на фабрику в годы Великой Отечественной войны, здесь, теряя сознание от голода, училась у знаменитого художника Андрея Павловича Гогина, 20 лет работала художником в цехе, а в 1965-м возглавила художественный цех. Была заместителем директора и секретарем партийной организации. Отсюда, волнуясь за судьбу промысла, ездила в Москву – на прием к руководителям правительства, на встречи с депутатами. Во время экскурсий пытливые школьники узнают за стеклом музейной витрины ее портрет, хотя, как говорит сама Раиса Ивановна, время сохранило лишь синь ее глаз и любовь к делу, которому она посвятила жизнь. Причастна Раиса Ивановна и к созданию музея.
Жостово – это старинная деревня – на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.
  Название деревни – Жостово - укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении, но и во всех близлежащих деревнях: в Осташково, Новосельцево, Сорокино, Хлебниково, Чиверево, Троицком. «К середине 19 века (1830-40гг.) работали уже около 12 мастерских, которые и заложили традицию и создали школу росписи металлических подносов»*. Промысел старинный, но не совсем уж древний – ему «всего» ~180 лет.
  * информация из журнала «Живописная Россия» №4, 2005.
В основе этого народного промысла лежит, как обычно – крестьянская смекалка, семейная династия и Фортуна. Предприимчивый крепостной графа Шереметьева, крестьянин из деревни Жостово - Филипп Никитич Вишняков - в 1780г. открыл «лакерную» мастерскую. Филипп Никитич, работая в Федоскино возчиком при местной мануфактуре, незаметно приглядывался да и мотал на ус технологические особенности производства лакированных изделий. Оттюда идею-то и взял.
  Что производил – да то, чем славился край, рядом же Федоскино! - расписные изделия из папье-маше* под лак: шкатулки, ларцы, портсигары, табакерки, спичечницы, конфетницы, подносы и пр.
  Поднакопивши капиталу, Филипп Никитич сам ходил в Москву в Торговые ряды продавать товар, а потом и осел там, на Цветном бульваре, открыл новую лавку, а на хозяйство в деревне оставил брата, пока подрастал сын Осип. Так, мало-помалу, «Заведение братьев Вишняковыхъ съ сыновьями Московскаго Уъезда въ Селъ Жостово» стало набирать силу.
 
Возникновение же самого промысла принято связывать с 1825 годом – датой открытия самостоятельной мастерской сына - Осипа Филипповича Вишнякова. Но тут важен один момент. На одной из торговых ярмарок Осип Филиппыч встретил конкурентов «с Урала», которые бойко торговали металлическими расписными подносами. Быстро смекнув «к чему чаво», т.е. оперативно выяснив конъюнктуру рынка, Осип Вишняков принял решение перейти с папье-маше на производство железных подносов. Чтобы за «плагиат» не получить по шее от горячих уральских парней, роспись на подносах в отличие от старинной уральской примитивно-одномазковой была энергичной и упругой – «долгой», а также жостовские подносы сохраняли внешний вид красивого лакового предмета. Монополию на производство подносов семейство Вишняковых сохраняло недолго. После отмены крепостного права предприимчивые деревенские соседи по примеру Вишнякова тоже стали открывать у себя в домах «лакирные» подносные мастерские. А што тут такого? Тем более что спрос на разноцветные подносы рос как на дрожжах, румяные купчихи желали распивать душистый чаёк вприкуску с ландрином исключительно на жостовских подносах. Свой деревенский соседушка Беляев даже уделал Вишняковых, поскольку и мастерская у него была побольше (50 человек) и доходу 20 тысяч рублёв, что на 8 тыщ поболе, чем у первооткрывателей. Все мастерские были семейными, т.е. опыт передавался, как говорится, «от отца к сыну». Детей активно привлекали к ремеслу, причём свои, понятное дело, торговали и руководили, а пришлые вкалывали по 14 часов, а накануне ярмарок и по 18—20 часов в сутки. Вот, к примеру, выдержка из договора с главным жостовским работодателем: «...Я, Угаров, к нему, Вишнякову, поставил на подносное заведение двух своих сыновей — Дмитрия и Андрея Ивановых, ценою 1-му семь рублей, а 2-му четыре рубля 50 копеек в месяц».
  * Папье-маше (от французского papier mâché – «жеваная бумага») - название материала из размельченной и размоченной бумаги и других волокнистых материалов с добавками мела, гипса, клея, глины и др.
Красно-алые бутоны
  В изумрудах листьев тонут.
  Незабудки и пионы
  Обрамляют розы омут.
 
  Есть на жостовском подносе
  И букет, в ночи горящий,
  Птица-жар, что весть приносит.
  Есть поднос, плоды дарящий...
 
Я помню одну замечательную русскую народную сказку детства о серебряном блюдечке и наливном яблочке. У мужика было три дочери. На ярмарке он купил одной ситцу на сарафан, другой – коралловые бусы на шею, а младшенькая попросила у него привезти ей серебряное блюдечко и наливное яблочко. Покатит девица яблочко по блюдцу, и показывает оно ей «города и поля, и леса, и моря, и гор высоту, и небес красоту».
  Мне очень хочется, чтобы яблочко нарисовало этому чудному русскому селу светлое будущее, этой фабрике – стабильность и процветание, жостовским мастерам – много-много радостной и полноценной работы, а нам, ценителям этого народного искусства – роскошные неувядающие букеты из жостовских цветов.
 



Антипов Николай Николаевич (1960г. рождения) Начал работать с 1976 года, с 1989г года член Союза Художников России, участник многих Российских выставок, таких как "Советская Россия" , лауреат президентской стипендии 1996г. Работы находятся в коллекциях Русского музея (Петербург), в московских музеях, в музеии Ново-Иерусалимского моностыря (Истра), в музеях российских региональных центров.

Антипова Марина Петровна (1963г. рождения) Работает с 1980года, член Союза Художников России с 1992года, участник Российских выставок, лауреат премии "Новые Имена", президентской стипендии 1997года. Работы находятся в коллекциях московских музеев, в областных и региональных центрах (Ярославль, Киров, Омск).


Познакомившись с двумя видами народных промыслов,
возвращаемся в Москву, где нас будет ждать ещё немало интересных и полезных поездок.
             Летопись 2007-2008


Используются технологии uCoz