Люксембургский сад - тихий час для наших глаз |
В
самой гуще Парижа, между Латинским кварталом, вокзалом Монпарнас и
оживленными бульварами расположен Люксембургский сад —
жемчужина
паркового искусства. Сад занимает 23 га, что довольно много для
городского парка, зажатого со всех сторон шумной толпой горожан,
студентов из соседнего Латинского квартала, туристов, автомобилей и
уличного транспорта. История сада начинается в 1615 году, когда французская королева Мария Медичи (родом из Флоренции), после смерти мужа, Генриха IV, не желая, жить в Лувре, купила находившийся здесь особняк герцога Люксембургского и землю, поручила архитектору Соломону де Броссе пристроить к существующему старому дому новый дворец тосканского типа. Де Броссе взял за образец флорентийский дворец Питти, и колесо истории искусств закрутилось. Что только здесь не происходило, в том числе, здесь была тюрьма, в которой содержались узники первой французской революции и среди них — художник Давид. Парк продолжал формироваться непрерывно до середины 20 века — последняя мемориальная скульптура в честь павших студентов — участникам Сопротивления, появилось в конце 50-х годов. Люксембургский сад — это одно большое художественное произведение. Люксембургский сад необычайное место, вобравшее в себя все стили, направления и тенденции разных эпох архитектуры, скульптуры, живописи и садового искусства. |
|
Главным в устройстве
Люксембургского
сада является его живописность, легкость и непредсказуемость, несмотря
на то, что по существу, это художественный музей под открытым небом.
Однако музейной чопорности здесь нет и близко. По-моему, это славное
наследие итальянской крови. Парк содержит элементы регулярной
симметричной композиции, хотя в целом он совершенно не относится к
регулярным паркам и не производит свойственного им впечатления сухости
и рациональности. Хотя в нем есть части напоминающие пейзажные парки,
его нельзя отнести также и к ландшафтным английским паркам. Скорее
всего, это место создано тонким сочетанием разных стилистических
приемов построения паркового пространства. Фонтан Марии Медичи, приписываемый Соломону де Броссе. В центральной нише грота скульптура «Полифем, застигший Галатею с пастухом Ацисом» — произведение Оттэна, 1863 г.; с обратной стороны грота находится барельеф с изображением Леды с лебедем скульптора де Валуа, 1806 г. Абсолютно уникальным уголком романтической Италии, высаженный на парижской земле остается этот фонтан, — полная гармония архитектуры, скульптуры, воды, цветов и деревьев. Скульптуры делались позже грота на 200 лет, в другой стилистике, нежели архитектура, но это не влияет на общее ощущение покоя, гармонии и красоты. |
|
Очень важно, что Люксембургский сад — это еще и произведение садового искусства, шедевр местных дендрологов. В саду даже на маленькой лужайке можно насчитать не менее 50 видов деревьев, кустов, трав и цветов разной формы, цвета и запаха. Все эти растения в разное время меняют листья, желтеют или остаются вечно зелеными. Поэтому в любое время года, любой уголок сада остается разноцветным, насыщенным полной гаммой природных цветов и запахов. Вид из Люксембургского сада на Пантеон производит очень сильное и приятное впечатление. В центре аллеи размещены скульптуры начала — середины XIX века, подчеркивающие ощущение длинной перспективы. Это еще одна важная характеристика устройства Люксембургского сада — глубокие визуальные коридоры, втягивающие в пространство парка окружающий город. Всмотритесь: на фотографии демонстрируется игра с планами: крупный архитектурный объект, отстоящий от парка на километр, и бронзовая скульптура, сделанные примерно в одно и тоже время и в одной стилистике, «помещены» на одну парковую аллею, обрамленную ширмами-деревьями. Этот характерный пример построения художественного пространства (развитый в эпоху барокко), в данном случае служит для удивительного расширения места — искушенный ценитель, находясь внутри парка, так сказать, в зоне тихого часа, одновременно, периферийным зрением, присутствует и в активной среде города. Несмотря на все обилие произведений искусств, Люксембургский сад сохраняет ощущение живого места. Это вовсе не музей и не картинная галерея, а полноценное тусовочное место. Ребята запускают кораблики в классицистическом фонтане, дети разъезжают на маленьких лошадках, люди кормят уток, а шахматисты режутся на деньги в очаровательной тенистой аллее сада. |
|