Кафедральный собор Нотр Дам де Пари

       Вдохновлённых французскими ароматами, нас повезли на                         остров Сите, в самое сердце Парижа, к Нотр Дам де Пари.
 Впервые нашему взору предстала, правда вдали, Эйфелева башня, приветствуя нас через один из рукавов Сены. Также далеко виднеется
самый красивый мост Парижа названный в честь российского императора. Путника приветствуют торжественные колонны, увенчанные скульптурами сверкающими позолотой. Все кажется таким родным, российским, питерским. И действительно мост был построен французами на российские деньги в ознаменование заключенного Русско-французского мира.
Сена, по-весеннему полноводная, искрилась на солнышке.
Как Париж, так и наши сердца переполняли весна, солнце, тепло.
Обратите внимание на мусорные "вёдра", их нет. Вместо них весит пакет, который удобно менять, что делает город ещё чище.
Автобус делает поворот и справа от нас остаётся только что отреставрированный, а потому нежного жёлтого цвета,
Интересно выполнены витрины уличных торговцев, на ночь эти витрины закрываются как шкатулки, а днём, открываясь, служат полками для продавца.
А это привлекательное здание с башенками, сказочно смотрящееся в солнечный день - Консьержери - мрачная тюрьма Парижа.
В годы французской революции узников этой тюрьмы отправляли на гильотину. Это суровое величественное здание на берегах Сены стало первой столичной тюрьмой в 1391 г. Тогда северное крыло старого дворца Капетингов было отдано Парижскому парламенту - Высшей судебной палате Франции. Здесь, в частности, пытали Равальяка, убийцу Генриха IV. В годы Французской революции XVIII в. ок. 4000 узников прошли через Консьержери. Среди них Дантон, Робеспьер, Сен-Жюст, Демулен, Шарлотта Корде, заколовшая кинжалом Марата, и др. Самые нищие заключенные, у которых не хватало денег на отдельную «кровать», размещались в гигантском зале Жандармов.  Хотя в XIX в. здание перестроили, в башне Бонбек сохранилась пыточная камера (XI в.). Старинные башенные часы (XIV в.) на Тур-де-л’Орлож по сих пор отбивают время.
Мост Менял, построенный в IX веке при короле Карле Лысом, соединяет правый берег Сены с островом Сите. В средневековые времена этот мост облюбовали многочисленные лавочники и менялы. Это была главная финансовая артерия французской столицы. Мост был так плотно застроен рядами лавок, что скорее напоминал блошиный рынок, а прогуливавшиеся по нему парижане просто не видели реку.
В конце XVIII века когда лавочки и дома сносят, мост становится "нищ и гол", свой нынешний свой вид мост приобрел во время Второй Империи и с тех пор он не меняется.
Дорога наша пролегала мимо Сорбонны - университета в Париже, вначале это была богословская школа и приют для бедных студентов, впоследствии название богословского факультета Парижского университета; основана в 1253 г. теологом Робером де Сорбоном, духовником Людовика Святого. Ныне — известнейшее учебное заведение Франции.
Остановка нашего автобуса пришлась точно рядом с барельефами факультетов астрономии, физики и механики. Удивительное совпадение с моими специальностями.
Последние шаги к острову Сите. Собор Нотр-Дам -де-Пари высокий и человек на набережной с фотоаппаратом занял очень хорошую позицию для съёмки. А мы начинаем знакомиться с этой удивительной достопримечательностью Парижа.
Термин «готика» (от названия германского племени готов) возник в эпоху Возрождения. Готическим называли любое искусство, не соответствовавшее классическим античным формам. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю(«пламенеющую») готику.

Среди соборов ранней готики самый величественный и, конечно, знаменитый – Notre Dame de Paris (собор Парижской Богоматери). Строительство Кафедрального Собора на острове Сите началось в XII в. по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли. и длилось почти 170 лет.
Первый камень заложил сам король Людовик VII в 1163 г.
А нынче и мы имеем возмозность лицезреть этот шедевр архитектуры.
Глядя на фасад собора слушаем рассказ нашего гида о соборе.
Видите мы - справа на фото, где Ларисина розово-красная кепка и зелёная курточка.
Итак, 1163 год.
В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм.
Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые формы. Благодаря сужающимся кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в восточном фасаде здания.
Главный фасад Нотр-Дама – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен не были построены, чтобы не нарушать достигнутой гармонии.
В нижней части фасада – три мощных портала: слева – портал Девы Марии, в центре – портал Страшного суда, справа – портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась аркада с 28 статуями иудейских царей.

В центре фасада – грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением и витражами.

Необыкновенный звук дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора. Говорят, что своим чистым и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в 1400 году в дар собору колокол отлили в бронзе, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения.
В этот колокол, по легенде, бил Квазимодо. Однако именно по легенде – раскачать его в одиночку не под силу никакому силачу.
Вообще у Нотр-Дама удивительные голоса. Стоит посетить вечернюю службу, чтобы послушать пение и орган собора – самый большой во Франции. Кроме того, храм внутри поражает размахом пространства, устремленного вверх…
Собор неоднократно перестраивался: в XIII в. архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монбро, в начале XIV в. — Пьером де Шеллем. В итоге архитектура храма вобрала в себя черты двух стилей. Башни фасада и столбы центральной части массивны. Преобладает горизонтальное членение здания, что характерно для романской архитектуры. С другой стороны, крестовый свод, опирающийся на арки-нервюры, применение полуарок-аркбутанов, стрельчатые формы окон и арок, обилие света — черты, свойственные готике. Собор был одним из самых больших по размеру зданий своего времени: его длина составляет 129 м, высота башен — 69 м.
 
В те времена собор выглядел не так, как сегодня: вплотную к нему подступали дома с мастерскими ремесленников и лавочками, а главный фасад собора был не монохромным, а куда более нарядным: все статуи фасада и порталов сверкали яркими красками на золотом фоне.
Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам-де-Пари интересны знаменитые статуи химер, установленные на верхней площадке собора у подножия башен. Химеры, разрушенные от времени, были восстановлены в 1850-1860-х годах скульптором Виоле ле Дюком. Этих страшных, фантастических существ средневековые авторы наделили внутренней психологией - это производит на зрителей сильное, жутковатое впечатление.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем таинственность.
Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен - фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого завета.

* Наши ножки отметились на площади у собора.
Один за всех и все за одного. *



К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза.

Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман "Собор Парижской Богоматери", храму уже угрожало полное разрушение. В 1841-1864 годах была произведена капитальная реставрация собора. В эти же годы были сломаны постройки, примыкавшие к собору, а перед его фасадом образована существующая ныне площадь.
На протяжении многих веков собор Нотр-Дам был важным, если не самым главным, центром городской жизни. Здесь заседал парижский парламент, разыгрывались мистерии, заключались торговые сделки; нищие и бездомные находили в соборе приют, а богатые горожане, отправляясь в дальнее путешествие, сдавали сюда на хранение свои ценности. В соборе совершались обряды крещения, бракосочетания и отпевания, праздновались военные победы и исполнялся торжественный гимн «Тедеум». Отметим, что в соборе Нотр-Дам было всего две коронации: английского короля Генриха IV и императора Наполеона (по традиции почти все французские короли благославлялись на власть в Реймском соборе).
Собор Парижской Богоматери является центром города в прямом смысле слова. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Нотр-Дама.

Интерьер собора поражает размахом пространств. Здесь нет ни массивных опор, ни голых стен – интерьер словно соткан из лучевидных нервюр, устремленных вверх. В интерьере снова звучит лейтмотив готической архитектуры: собор – это Небесный Иерусалим на земле и в то же время модель божественного мироздания... 

В часовнях, расположенных в правой части собора, вы увидите картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
Трансепт собора украшен двумя гигантскими розами-витражами. Небольшая бронзовая пластина, вделанная в пол трансепта, сообщает, что в 1886 году известный писатель Поль Клодель принял здесь католическую веру. В этой же части собора находятся статуи Девы Марии («Парижская Богоматерь») и св. Дионисия. В глубине собора – скульптурные изображения Людовика XIII и Людовика XIV, а с наружной части хоров – барельефы на темы Нового завета.
Орган Собора Парижской Богоматери – самый большой во Франции.
Когда мы вошли в храм, шла месса. Нам очень повезло, мы смогли участвовать в мессе в соборе Нотр-Дам-де-Пари.
С собором связано множество легенд.
Химеры, горгульи и другие фигуры Нотр-Дама передают нам психологические идеи его строителей, главным образом, идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные "я": задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, – что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль, как это делает, например, женщина в головном уборе монахини, которую видно над капителями колонн небольшой башенки, высоко на южной стороне собора. Скульптура совы вся блестящая от прикосновений, так как есть легенда, что у прикоснувшегося к скульптуре исполнятся все желания. Сатир – химера с человеческим телом – выглядит устрашающе. При близком рассмотрении заметна шерсть на спине и нечеловеческое выражение лица. Демон, пожирающий душу человека, является предостережением и напоминанием того, что может случиться если вести неправедную жизнь.

Мыслитель – задумчиво созерцает Париж со высоты птичьего полета. У каждой статуи есть свое имя. Химеры и все фигуры Собора обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать – рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями.
И, наконец, еще одна легенда – о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр-Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, – струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья – словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой.

В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр-Дама.
 Никто не знал, как они были сделаны – то ли это было литье, то ли они были выкованы – Бискорне – оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: "Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер.
 Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его – или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама"...

Так и стоит этот архитектурный шедевр в самом центре Парижа. Многочисленные химеры, горгульи, ангелы и святые смотрят снисходительно на многочисленные толпы туристов, каждый день наполняющих площадь перед собором.
Они замерли в ожидании того, кто откроет их тайны.


Один из лучших видов на собор Парижской богоматери, гордо возвышающийся на острове посередине Сены, открывается с набережной Монтебелло. Отсюда остров Сите с великолепным собором похож на корабль, причаливший у берега Сены, а опоры восточного фасада Нотр-Дама, словно опущенные весла римской галеры. С запада наиболее известный главный фасад словно вырастает из мощеной булыжником площади перед собором. Не зря Нотр-Дам называют образцом пламенеющей готики ведь каменные кружева, словно языки пламени, окружают стены знаменитого собора.
В небольшое свободное время мы решили прогуляться вокруг собора. Разнообразие цветушей флоры создаёт удивительное весеннее настроение. Вокруг никакой суеты, люди просто наслаждаются жизнью.
Цветы, будто давно не видевшие тепла, раскрылись, потянулись к солнцу. Тюльпаны в Париже совершенно особенные и очень большие.

Выходим из сквера и предлагаю всем, путешествующим со мной 

полюбоваться некоторыми ракурсами у собора.
Последний взгляд на Нотр-Дам и мы отправляемся навстречу новым открытиям.
                 
                               Моя  Вселенная
                              4-я страница Франции (21 страница путешествия)                                                                          6-я страница Франции (23 страница путешествия)


Используются технологии uCoz