Улицы Гамла Стана

Средневековый Стокгольм - нынешний Старый город, Гамла стан (Gamla stan) - в буквальном смысле поднимался со дна морского: каждые сто лет на 40 сантиметров. Отнял от Балтики озеро Мэларен - с тех пор слева вода пресная, справа - соленая. Три острова - Стадсхольмен, Риддархольмен и Хельеандсхольмен - мечта градостроителя, купца, вояки. В 1252 году стратегическая точка приглянулась Биргеру Ярлу, вельможе короля Эрика Эрикссона (тому самому, за победу над которым новгородский князь Александр получил прозвище Невский). И хотя первые избы тут появились еще до Ярла, своей столицей шведы все же обязаны ему. Итак, от Королевского Дворца по улицам Гамла Стана...

Со времен Биргера Ярла город неоднократно горел, и нынешний Гамла стан, особенно в западной части, в основном застраивался с XVII века, по генеральному плану - одному из старейших в Европе. Более ранние постройки кое-где можно вычислить по красному цвету. Строивший новую столицу поборник классицизма королевский архитектор Тессин в 1699 году повелел перекрашивать дома из традиционного красного в светло-желтый, а еще лучше - в золотой.
Строго говоря, отдающее тюркщиной название Гамла стан принадлежит только главному острову - Стадсхольмену, хотя сегодня его употребляют применительно ко всем трем. Сейчас Стадсхольмен заполнен эмигрантами, которые продают туристам сувениры. Но помимо курдов и турок, торгующих мечами викингов, на островах обнаруживаются и все символы Швеции: Королевский дворец, усыпальница короны в старейшем храме Риддархольмсчюркан, риксдаг, церковь для бездомных и секонд-хенд на главной площади Стурторьет, круговерть дизайнерских лавок, и обзорные террасы на каждом берегу.
Начинающийся от дворца Оксеншэрны отрезок улицы Прэстгатан (Prastgatan) называют Адским переулком (Helvetesgrand). Здесь из века в век не хотел селиться ни один стокгольмец: по поверью, на север от церкви жили черти. Компанию чертям по городской традиции составлял самый бесправный горожанин - палач. Шанса избавиться от почетной обязанности у обитателя Адского переулка не было - при вступлении в должность на плече ему татуировали городской герб. Впрочем, в обязательном порядке жил на Прэстгатан (улице Священника) не только палач, но и проповедник Стурчюркан (дом №18 до сих пор принадлежит храму). На многих фасадах Прэстгатан бросается в глаза знак с птицей феникс, символизирующий с 1746 года пожарную охрану. Заплатить пожарным страховку и водрузить над порогом феникса позволяли себе семьи побогаче - и при пожаре именно к ним спешили прообразы расчетов с ведрами и баграми. Налево от двери в дом №13 замурованная в стене сливная труба - в 1641 году Ратуша запретила выливать отходы, как было заведено, в окно.
Кокбринкен выводит к сердцу Гамла стана - на семисотлетнюю площадь Стурторьет (Stortorget, Большая площадь). В декабре у колодца XVIII века вырастают избы рождественской ярмарки - и тогда над площадью плывет головокружительный запах глёгга и миндаля. Рыночная площадь в центре острова - точка стратегическая, доступ к ней был у каждого сословия: здесь пересекаются Чёпмангатан (Kopmangatan, Купеческая улица), Скумакаргатан (Skomakargatan, Башмачная) и Свартмангатан (Svartmangatan, улица Монахов - Черных Братьев). Каждая из улиц - 5 метров (8 средневековых альнов) в ширину, как предписывал закон: чтобы и пешему пройти, и конному проехать. В доме на углу Скумакаргатан над рестораном Stortorgskallaren застряло пушечное ядро, по недостоверной, но симпатичной легенде, вылетевшее из замка, когда в окне стоял датский король Кристиан II.
Архитектурный ансамбль площади окончательно сложился в XVIII веке, и ничто среди нарядных фасадов не напоминает о "Стокгольмской кровавой бане" 1520 года, когда Кристиану II, вошедшему в город после четырехмесячной осады, вздумалось сводить счеты с оппозицией и рубить на Стурторьет головы священникам, сановникам и прочей протестной белой кости. К экзекуции король подошел с характерным датским чувством юмора: мирно короновался в Стурчюркан, закатил праздник в Тре-Крунур, гулял с оппонентами три дня, а потом уж зачитал приговор, вывел под оркестр на площадь и порешил. Дело было 8 и 9 ноября. В декабре, после того как Кристиан вернулся в Данию, в город народным героем вошел Густав Васа. Датчан с позором изгнали, Васа провозгласил себя королем, а Стокгольм превратился в столицу новой Швеции.
Площадь Чёпманторьет (Kopmantorget, Купеческую), на месте которой при Густаве Васе в крепостной стене открывались ворота. Каждый день по специально установленному графику их отпирали и запирали купцы и ремесленники. Скульптура святого Георгия со змием на площади - копия (1912); оригинал Нотке хранится в Стурчюркан. Разноуровневая Чёпманторьет - Стокгольм в миниатюре: вверх-вниз, ни одной ровной поверхности. По нижнему уровню площади, ныне ограниченному улицами Эстерлонг и Вэстерлонггатан (Osterlang, Vasterlanggatan - соответственно Восточная и Западная Длинные), проходила городская стена. Эстерлонггатан, по эстафете принимавшая моряков с Шеппсбрун, кишела дешевыми кабаками, ночлежками.
Вглубь острова от Чёпманторьет забирает Чёпманнагатан с отреставрированным в 1930-х средневековым Цефейским кварталом (Kvarteret Cepheus), одним из старейших жилых в городе. Большинство кварталов в Гамла стане названо в честь персонажей греко-римской мифологии: помимо Цефея есть здесь и боги Аполлон, Венера или, например, Плутон, на территории которого находится Государственный банк. Во двор дома №16A по Баггенсгатан ведут ворота XVI века. Ниже - уютнейшие потайные площади Тюска-Бруннсплан (Tyska Brunnsplan) и Брэнда-Томтен (Branda Tomten), где можно наслаждаться драгоценной тишиной.
Под боком у Риксбанка притулилась сутулая скульптура любимого в Швеции барда Эверта Тоба. Согласно идее создателей, поэт ждет такси. Сын Тоба язвил: вокруг отца, слава богу, всегда находилось много таксистов, готовых его подвезти. Основание стоять на Йернторьет у поэта в любом случае было. Он захаживал в великолепный Den Gyldene Freden, ресторан 1722 года рождения, в начале Эстерлонггатан, со скромными деревянными лавками, на которых собираются члены Академии наук. Академикам ресторан отошел по завещанию предыдущего владельца, современника Тоба художника Андерса Цорна. Очарование Den Gyldene Freden неподвластно даже армии американских пенсионеров.
Мощный шпиль Тюска-чюркан (Tyska kyrkan, Немецкая церковь). Изяществом она поспорит со Стурчюркан, и ничего удивительного: немцы-ганзейцы хоть и подчинялись стокгольмским законам, были в городе белыми людьми. Собор, построенный в 1640 году на месте зала Святой Гертруды, где собиралась гильдия, - дань памяти тем временам. Знаменитая башня с драконами-водоотводами, впрочем, возникла много позже, в 1880-х. На витраже у входа в церковь - покровительница путешественников Гертруда собственной персоной; скульптуры Моисея и Иисуса олицетворяют Ветхий и Новый Завет. Королевскую галерею между колоннами выстроил прихожанин церкви Тессин-старший. Помпезный интерьер - результат барочного украшательства: в конце XVII века храм отреставрировали в духе модных веяний. В 2002 году сюда вернулся орган 1684 года - один из лучших в Стокгольме, а каждые четыре часа с 8.00 до 20.00 церковные часы играют бодрый псалом.
Между торговой Вэстерлонггатан и тишайшей Прэстгатан лежит самый узкий переулок в городе, Мортен-Троцигс-грэнд (Marten Trozigs grand), по сути - зажатая меж стенами лестница 90 см в ширину, названная в честь поселившегося здесь в 1581 году немецкого купца.
Мортен-Троцигс-грэнд приводит на площадь Йернторьет (Jarntorget, Железная площадь) - вторую важнейшую в Старом городе. Начиная с XV века здесь перед погрузкой на корабли взвешивали железо из Даларна - главный предмет шведского импорта. Рынок на Йернторьет был - а вот самой площади не было: с севера плац подпирала городская стена, с юга причаливали суда. Вода продолжала отступать, к тому же в 1641 году рядом соорудили первый прообраз шлюза - и чумазые торговцы железом переместились на Шеппсбрун. Их место заняли крестьяне с телегами капусты и связками укропа. Над овощным рынком в 1680 году Тессин-старший построил протокольное здание Государственного банка, неожиданно соединяющееся над переулком с пристройкой конца XVIII века. Шведский Центробанк считается старейшим в мире и гордо полирует крюки, на которых при Тессине повесили первые мешки с золотом.


На углу Прэстгатан и Кокбринкен (Kakbrinken) обнаруживается самый известный рунный камень в Стокгольме. Горожане не особо привередничали в выборе стройматериала - кусок надгробия ("Под этим камнем покоится сын Торстена и Фрёгунн…") оказался в стене осевшего за несколько столетий первого этажа. Подпирает дом, как принято, ствол пушки XVII века. В доме на углу Скумакаргатан над рестораном Stortorgskallaren застряло пушечное ядро, по недостоверной, но симпатичной легенде, вылетевшее из замка, когда в окне стоял датский король Кристиан II. Унылый Обелиск на Слоттсбаккен распорядился воздвигнуть Густав III - в знак благодарности стокгольмцам, защитившим город от русских, хозяйничавших в окрестных шхерах в 1780-х. Сам король скончался в 1792 году и установленного в 1800-м обелиска так и не увидел - в отличие от сотен русских туристов, вылезающих сегодня из автобусов на Слоттсбаккен.
Густавианская Биржа (Borshuset) архитектора Эрика Пальмстедта сменила на севере площади старую Ратушу, где по понедельникам, средам и воскресеньям собирался городской совет. В отличие от других шведских городов, в ганзейском Стокгольме в Ратуше заседали только купцы - без плебеев-ремесленников. Биржа возникла в 1778 году, использовалась по назначению до конца XX века, а в начале XXI века в неоклассическом здании открылся Музей Нобеля (в большей степени связанный с лауреатами премии, чем с ее основателем). Выбор места для музея не случаен. В 1786 году поборник Просвещения Густав III открыл здесь Шведскую академию наук, к обязанностям которой в последние сто лет добавилось присуждение Нобелевской премии по литературе.
Налево от Биржи стоит открыточная классика Стурторьет - расфуфыренный в немецко-голландском духе, с барельефами римских воинов Дом советника фон Шанца, служившего у Карла X Густава (№20). В зданиях на западе площади селились высокие чины из Тре-Крунур или богатые купцы. На другой стороне площади памятником социализму высится городская церковь для бездомных, за которой присматривает семья беженцев из Чехословакии.






У русских в Стокгольме свое любимое место - крохотная скульптура Лисс Эрикссон "Железный мальчик" ("Jarnpojken", 1967) во дворике перед входом в отреставрированную в 1990 году Финскую церковь (Finska kyrkan) конца XVIII века. "Малыш, смотрящий на Луну" самая общедоступная скульптура Швеции. Работа несёт отпечаток детства самого автора; бессоными ночами когда Лисс Эрикссон не мог заснуть, сидел он, подобравшись, в своей кровати и смотрел в окно на Луну. Скульптура выражена стиллистически, Сдержанность форм контрастируется теплом выражения. Эта скульптура самая любимая для горожан. Малыш будит чувства нежности у наблюдателей. Люди вяжут ему шарфик и шапочку, а голова скульптуры стала отполированной от всех дружеских поглаживаний. Многие дарят деньги или сладкое железному мальчику Улле, как его часто называют.




Крохотная полоска суши между Гамла станом и Норрмальмом, Хельеандсхольмен (Helgeandsholmen), остров Святого Духа (по названию находившихся здесь с XIV века часовни и дома престарелых), играет в жизни страны огромную роль. Половину острова занимает здание шведского парламента риксдага, построенное в начале XX века. Риксдаг подвергся полной реконструкции в 1970-х, был соединен с бывшим зданием Нацбанка, и сегодня торжественный вход со стороны моста Норрбрун (Norrbron) почти не используется.

Сам Риксдаг - юноша по сравнению с соседом, Королевским дворцом, - выглядит так, будто стоял здесь вечно. Барельефы с фруктами из пластика "под гранит" - успешный оптический обман в том же ключе. В начале XX века Риксдаг Арона Юханссона нещадно критиковали - как самозваного конкурента Дворцу. Необходимость в реконструкции возникла в 1967 году, когда парламент стал однопалатным и был вынужден переехать на Сергельс-торй. Возвращение в светлый, новоотстроенный, зал заседаний состоялось в 1983-м.


 

Фасад старого парламента Юханссон украсил барельефами выдающихся шведов и недолго думая начал с себя (первый усач слева от парадного входа). Наверху сложноустроенной скульптурной группы стоит Мать Свеа, у ее ног - мужская фигура Бдительность и женская Взвешенность. Ниже - четыре сословия: дворянство, духовенство, горожане и крестьяне. Под делегатами от сословий красуются Густав Васа (слева) и ГуставII Адольф (справа).

Парадная Риксгатан открывает дорогу в деловой Норрмальм - к мосту Риксбрун, как и четверо его коллег, соединяющему Гамла стан с большой землей, современным центром. Но острова не отпускают, затягивают назад, в паутину пятиметровых улиц, и чтобы выбраться из нее, придется совершить над собой усилие.


А теперь предлагаю вашему вниманию фотоколлаж по Гамла Стану.

         А потом был рассвет...
          Летопись 2007-2008                     2 страница Стокгольм                                                                                                                   4 страница Стокгольм


Используются технологии uCoz